Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

ТРУДНО БЫТЬ ЗРИТЕЛЕМ...

Василий Павлов | Опубликовано: 06.02.2014

Честно скажу, я не собирался смотреть этот фильм. Наверное, уже успели сработать негативные рецензии от успевших увидеть его в Риме. Но моя жена сказала: "Мы не можем отказать Алексей Алексеевичу" (Герману мл., который пригласил нас на премьеру). И мы не отказали, но пошли очень настороженно. Зал к концу фильма (а фильм идет 3 часа) опустел всего процентов на 10-15. Некто в первых рядах, сильно уставший, видать, от черно-белой мрачной истории перед титрами выдохнул: "Ну, Слава Богу". Зал засмеялся. Напряжение отпустило. И все захлопали. Я не знаю, кто из этих зрителей хлопал искренне, а кто потому что "так надо". Я честно аплодировал Алексею Юрьевичу Герману и всей группе.

ТРУДНО БЫТЬ ЗРИТЕЛЕМ...

"Трудно быть Богом" - это настоящее средневековое мокьюментари, псевдодокументальная съемка, где все персонажи видят камеру и заигрывают с ней. Режиссер разрешает беззастенчиво заглядывать актерам в камеру, преимущественно массовке и эпизодникам, разрешает совать в кадр различные предметы, проходить по переднему плану, визуально мусорить кадр. Герои фильма играют с камерой, как с неким участником событий. И это важный момент. Подобным ходом создается дистанция к происходящему.

Да, на экране будет полно грязи, дерьма, мусора, помоев, говно по лицу актеры начнут размазывать с первых же минут истории. Но, как ни странно это не вызывает физиологического отторжения, потому что весь фильм решен в черно-бело-серой гамме. На экране серое все. Декорации, реквизит, костюмы, небо и лица. И так все 3 часа. В какой-то момент перестаешь реагировать на эту грязь, потому что все серо. Будь фильм цветным, это работало бы против него. Свежие коричневые какашки на розовом лице на фоне голубого неба - это прочувствует каждый. А когда серое на сером – это нивелирует физеологичность и ужас происходящего. Эмоционально ты отключаешься и только умом понимаешь, что творится на экране. А именно этого, мне кажется, и хотел добиться Герман. Он не подключает зрителя эмоционально к истории, ты не переживаешь за главного героя Дона Румату (как можно переживать за героя, которого никто не может убить, он же Бог), но ты вместе с ним осмысляешь место и людей, среди которых он живет. Вместе с ним решаешь моральную дилемму, как ему поступить с планетой, где никак не начнется эпоха Ренессанса, а по тому все ее жители все больше и больше погружаются в грязь.

 

 

Фильм имеет отношение к книге  примерно такое же, как "Солярис" Тарковского к книге Лема. Книга - это повод для Германа. Всего лишь основа для фантасмагории, которую он рассказывает. Не стоит идти на фильм именно ради сюжета. Его там практически нет. Он лежит где-то там в глубине. Драматургия в истории есть, но она сильно размазана по времени фильма. Первые полтора часа вообще ничего не будет происходить, и это осознанный выбор режиссера и сценариста (об этом ниже).

Повторюсь, фильм не заинтересован заставить  вас эмоционально переживать за героя, доведя вас до катарсиса. Он заинтересован заставить вас прочувствовать происходящее. И после того, как вас лицом волокли  3 часа по грязи, в финале вас спросят: теперь вы согласны с выбором благородного Дона Руматы или нет? Ответить на этот вопрос заранее, пока ты не просмотришь все 3 часа, нельзя.  Это концептуально гениально придумано.

В фильме мало общих планов, но очень  много длинных кадров, в которых камера постоянно мечется, переходя с крупного на средний план и обратно. На переднем плане идет своя жизнь, часто перекрывая основное действие, происходящее на заднем плане. За этим интересно наблюдать, это интересно разглядывать.  Операторская работа великолепна. Внутрикадровый монтаж  - одна из самых сложных техник в кино. А тут все три часа практически сплошной внутрикадровый монтаж. Несмотря на сплошную серость, кино визуально очень красивое. Его надо будет пересматривать еще и еще раз, каждый раз, открывая что-то новое в кадре и в истории. Герман всегда делал многослойные кадры и тут он достиг своего максимума. И смотреть на все это стоит именно на большом экране. Несмотря на то, что кино очень камерное, все эти многочисленные детали, просто потеряются на экране телевизора. Слишком много подробностей и нюансов. Мир, созданный Германом, несмотря на свою примитивность и серость, очень разнообразен (кстати, труд костюмеров и реквизиторов колоссальный!).

 

 

И самое главное, что меня зацепило в фильме – это ирония. Да, многие ее там напрочь не заметят, а я видел, как она сквозит буквально во всем. В отношении Дона Руматы к жителям Арканара. И к ним нельзя относиться иначе, как иронично. Румата -  в блестящем исполнение Ярмольника - откровенно издевается над ними, потому что больше ему нечего делать. Дон Румата все 3  часа осознанно троллит жителей Арканара. Всю планету целиком! И за этим интересно наблюдать, хоть и делает он это однообразно.  

В этом, одно из главных высказываний Германа: если мы не можем и не хотим меняться, но Бог любит нас, он жалеет нас, то все что ему остается, это иронизировать над нами. Отношение актеров с камерой тоже полно иронии, все эти подмигивания в кадр, игра с предметами на переднем плане, это все задает рамку, через которое надо смотреть на происходящее. Наличие иронии, всегда говорит о мудрости авторов. Ирония  - это их дистанция к тому, что они пережили и теперь предлагают пережить нам всем.

Как ни странно, но чем дольше идет фильм, тем легче его смотреть. Как только ты находишь консенсус с киноязыком Германа, с его видением истории, понимаешь ее концептуально и эстетически, то становится легко. Фильм перестает грузить физиологическими подробностями, хотя они никуда не деваются. Ты их просто перестаешь замечать. Прорваться к этому не просто. Многие не согласятся ждать такого эстетическо-интеллектуального катарсиса и уйдут с сеанса. И, наверное, будут правы.  Это кино  для подготовленного зрителя, готового себя затрачивать, а не просто наслаждаться. Но, как только ты уравниваешься с фильмом, то уже не важно, сколько он идет 3 часа, 5 часов, 24 часа. Эту Брейгелевскую фантасмагорию можно наблюдать вечно. Ты уже также отстранился от нее и создал дистанцию к происходящему. И никакие кишки, которые поваляться из разрезанных животов в финале фильма не способны вызвать отторжения. Ты всего лишь сторонний наблюдатель. Ты камера, которая просто фиксирует происходящее.

 


 

Я не могу никому сказать, стоит им смотреть этот фильм или нет.  Я рад, что посмотрел его.  Фильм не отпускает меня. От стадии крайнего неприятия я дошел до стадии полного восторга от фильма, но это мой путь. Я ни кому не рискну предложить его повторить. На фильм и дальше будут появляться негативные отзывы. Их будет много. У него будет плохой сарафан среди массового зрителя. В нем будут искать политические аллюзии на сегодняшнюю Россию, и найдут, потому что они там есть. Найдут множество отсылок к библейским историям, к мифологии, к литературе, к покушениям на какие-нибудь традиционные устои или духовные скрепы. В нем будут видеть только говно и не видеть, что стоит за ним. Все это будет. Каждый должен решить сам, готов ли он затратиться на эту историю или ему стоит остаться и дальше в своей зоне комфорта.

По мне это очень зрелое, мудрое, ироничное, ни на что не похожее, визуально совершенное полотно. Но чтобы понять это, надо было прожить с ним 3 часа.

P.S.  В заключение, приведу слова сценариста фильма Светланы Кармалиты,  которые, на мой взгляд, являются ключом к правильному пониманию этой истории. Она сказала, что фильм как бы распадается на две половины. Первые полтора часа в фильме ничего не происходит. Мы видим, как Дон Румата живет среди жителей Арканара, но с ним ничего и не может происходить - что делать человеку с Земли, которому запрещено убивать, вмешиваться, влиять на ход истории? Он ничего и не делает. Но первые полтора часа очень важны для понимания второй половины фильмы, когда  герой начинает действовать. Чтобы осознать ужас второй части фильма, надо было пройти через первую половину. Это вы поймете только, когда посмотрите фильм. И она права. Финал фильма можно понять, только пройдя через 3 часа всей истории.

Огромное спасибо Алексею Герману мл. за приглашение на премьеру этого невероятного фильма!

 

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.