Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Эротофобия, или Страсти, бушующие внутри нас

Ирина Тартаковская | Опубликовано: 24.08.2013

Все мы знаем о том, что любовь и голод правят миром… Романтик Шиллер ставил на первое место любовь, но психоаналитик Фрейд внес важное уточнение – на самом деле, это сексуальность. Играющие в нас страсти, свободные или подавленные, связанные с притяжением и отвращением, желанием и ужасом перед ним делают нас теми, кто мы есть. В каком-то смысле все современное кино – о сексуальности, о явных или смутных объектах желания. И фильмы ужасов – не исключение: за каждым маньяком стоит какая-то страсть, мутировавшая в месть. Преследующие человечество кошмары корнями уходят глубоко в подсознание. Сегодня мы говорим о фильме Фрэнка Хэненлоттера «Существо из корзины», сюжет которого, казалось бы, далек от эротики. Но это только на первый взгляд – на самом деле, это притча о закомплексованном юноше, который боится своих желаний…

Эротофобия, или Страсти, бушующие внутри нас

Антология фобий. Эротофобия  

Механизм эротофобии впервые подробно описан и объяснен Зигмундом Фрейдом, но мы можем увидеть массу ее проявлений во всей мировой истории, особенно начиная со Средневековья. С тех пор, как сексуальность стала синонимом греховности, люди стали бояться своих желаний, подавлять их и стыдиться. Тому, что секс – что-то особое и недозволенное, учат с детства, поэтому запреты на свободное выражение своей сексуальности живут в человеке как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Все мы помним историческую фразу о том, что в СССР секса нет – а ведь участница телешоу всего лишь хотела сказать, что у нас все люди приличные и ведут себя хорошо. Но нельзя сказать, что эротофобия существовала только в нашей стране: никакая сексуальная революция не могла полностью победить мощные культурные запреты, и в США, например, довольно долго в кино нельзя было показывать даже поцелуи.

История зла. Рождение монстров

Запретные сексуальные импульсы являются излюбленной темой современного кино, особенно американского, в котором создана целая серия знаменитых психоаналитических триллеров – таких как «Молчание ягнят», «Окончательный анализ» и «Основной инстинкт». В них самая сердцевина сюжета основана на том, что тайные импульсы, управляющие поведением человека, становятся явными и выводятся «на чистую воду». Маститый психоаналитик оказывается подлинным инженером человеческих душ. Но есть и другое кино, в котором «основной инстинкт», хотя и играет решающую роль в сюжете, остается как бы за кадром, неразоблаченным.

Монстры и чудовища, терзающие беззащитных граждан – излюбленная тема фильмов жанра хоррор. Но только совсем уж плоское и наивное кино предлагает воспринимать этих разнообразных уродцев в буквальном смысле – как естественных врагов рода человеческого. Обычно за ними стоит какая-то идея, позволяющая трактовать происходящее в аллегорическом смысле – например, воздаяния за сделанное зло, породившее этих самых чудовищ. Ведь не виноваты же они сами в том, что появились на свет такими несимпатичными! Как правило, их рождению способствует или неудачный эксперимент безответственных ученых, или нарушение какого-то древнего запрета, или корысть, или прямое преступление. А впоследствии правила политкорректности и вовсе стали предписывать относится к монстрам с вниманием и сочувствием: а вдруг они на лицо ужасные, но добрые внутри? Эту идею ярче всех продемонстрировал Спилберг со своим «Инопланетянином». Но такой подход, при всем его гуманизме, выбивает самую почву из-под жанра хоррора, поэтому торжествует все же идея о том, что зло остается злом, даже если его кровавые намерения возникли и не на пустом месте. И если даже первыми жертвами чудовищ становятся виновники их появления на белый свет, то ни один настоящий монстр на этом не останавливается, и продолжает крошить и поедать людей уже невинных, оправдывая тем самым свой «чудовищный» статус.

«Существо из корзины»

В фильме «Существо из корзины» мы также имеем дело с типичным монстром. Он злобен и неприятен, силен и мстителен. Но главной его страстью оказывается, как ни странно, не месть, а ревность. Да, ему есть на кого обижаться в своей несчастливой жизни! Мало приятного проводить ее преимущественно в корзине. Правда, у него есть близкий человек, который таскает его корзину, подбрасывает в нее сосиски и гамбургеры и ласково с ним разговаривает. Казалось бы, даже последнему монстру должно быть присуще естественное чувство благодарности за такую любовь и заботу. Тем не менее, все оказывается сложнее… Но было бы наивным трактовать фильм как очередную историю о непростых отношений человека и нежити. На самом деле, в основе его лежит более глубокая метафора.

Главный герой картины – миловидный, но странноватый юноша по имени Дуэйн Брэдли. С самого начала фильма бросается в глаза его социальная дезадаптированность: как попало хранит пачки денег, зачем-то останавливается в сомнительном отеле, куда в основном проститутки водят клиентов. Платной любовью при этом совсем не интересуется, да, похоже, и не очень понимает, кто они такие, проститутки. Он вообще сосредоточен на каких-то своих таинственных делах, и почти не расстается с огромной корзиной, в которой что-то противно чавкает и шевелится. Существо в корзине, конечно, оказывается злобным монстром, причем в этой страннейшей паре главный именно монстр: молодой человек выполняет все его прихоти и даже немного заискивает… Но самое удивительное, что демонстрирует при этом не страх, а искреннюю любовь. И вот как раз эта привязанность человека к отвратительному колобку-недотыкомке служит главной интригой фильма: как такое возможно? Объяснение в картине присутствует, но оно может быть понято на разных уровнях. Понятно, что между юношей и монстром существует некая глубинная личностная связь, даже на телепатическом уровне. Природа ее становится более понятной, когда юноша вдруг увлекается девушкой: стоит ему поцеловать ее, как монстр приходит в полное отчаянье, начинает натурально выть и крушить мебель. Ревность? Да, конечно, но почему она так сильно прорывается именно в моменты физического контакта? Каждый раз, когда Дуэйн испытывает сексуальное возбуждение, внутри него начинает звучать жуткий голос, кричащий «что ты делаешь?» И поневоле задумаешься: действительно ли он попадает в голову героя извне? Не является ли тварь из корзины метафорическим изображением его собственного подсознания? А корзина, с которой нельзя расставаться – просто черепной коробкой, где живут наши тайные импульсы, комплексы и запреты? Из которых самым мощным является табуированная сексуальность…

Фильм Фрэнка Хэненлоттера принято считать балансирующим на стыке таких жанров как хоррор, трэш и черная комедия. Но мало кому приходило в голову, что он может быть прочитан как экстремальная, но по-своему изящная психоаналитическая притча об эротофобии – достаточно распространенном психическом феномене.

 Медицинская карта. Эротофобия Николая Гоголь

Николай Васильевич Гоголь, как известно, никогда не был женат. Его переписка с друзьями и воспоминания современников свидетельствуют о том, что сама мысль о браке и близких отношениях с женщинами внушала ему ужас. В его творчестве эта тема всегда была окружена целым облаком символов и сюрреалистических фантазий. Некоторые исследователи поэтому склонны были считать его скрытым гомосексуалом, но на самом деле нет никаких фактов, которые говорили бы о том, что его отношения с мужчинами выходили за пределы обычной дружбы. На вопросы доктора Тарасенкова во время своей последней болезни Гоголь ответил, что никогда не имел связей с женщинами и даже никогда не мастурбировал. Известно, что писатель был очень религиозным человеком, похоже, что все сексуальное оставалось для него глубоко табуированной областью жизни. Однако это не означает, что у него не было сексуальных желаний…

Впрочем, времени на то, чтобы осуществить их у Гоголя было не слишком много. Он умер в 43 года. Послушавшись фанатика-священника Матвея Константиновского, который предписал Гоголю ради избавления от "внутренней скверны" воздержание от сна и пищи, писатель буквально уморил себя голодом.

Вопросы для самоанализа

Увы, не только сон разума, но и подавленная сексуальность рождает чудовищ. Но, с другой стороны, и ничем не сдержанный половой инстинкт низводит человека до животного уровня. Как же остаться нравственным человеком и не вырастить в себе монстра?  Вы можете спросить об этом священника или психоаналитика, но лучше – самого себя.

  1. Может ли человек контролировать свое бессознательное? Или мы обречены оставаться рабами наших тайных желаний и комплексов?
  2. Насколько опасно полное подавление сексуальных импульсов? Возможно ли, что они потом прорвутся в искаженной, уродливой форме? Или, наоборот, сублимируются в творчестве и созидательном труде?
  3. Современное российское общество знает очень мало сексуальных запретов. Означает ли это, что люди стали от этого здоровее и счастливее?
  4. Должны ли дети получать специальное сексуальное воспитание, чтобы вступать во взрослую жизнь подкованными? Или оно только развратит юные души?
  5. Всегда ли надо человеку слушаться своего «внутреннего голоса»? Или он может нашептывать ему совсем не те советы?

Хоррор-фильмы всегда заставляют нас почувствовать опасность и непредсказуемость мира. Мы не знаем, из какой корзины выскочит на нас очередная проблема, и не обернется ли она неукротимым чудовищем. Но иногда ведь эти чудовища порождаются нашим собственной личностью, нашим зарегулированным и  запутавшимся сознанием. Давайте разберемся со своими собственными кошмарами, и, может быть, у нас будет меньше претензий к окружающим!

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.