Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Мнемофобия, или Вспомнить всё

Олег Косолапов | Опубликовано: 24.04.2013

Воспоминания – это узкая тропинка в прошлое. Много людей боится идти по ней, опасаясь сорваться в пропасть кошмаров. Прошлое похоже на кладбище. Мы приходим в прошлое как на свидание с мертвецами, принося им цветы и превозмогая страх. Но мы не в силах забыть наших мертвецов. Забыть то, что мы пережили, перестрадали. Забыть раз и навсегда, вычеркнуть из памяти, начать новую жизнь с чистого листа. Но даже если мы сделаем это, страшные воспоминания придут к нам через наши сны. Сегодня речь пойдет о фильме известного клипмейкера Джонатана Глейзера «Сексуальная тварь» и о боязни воспоминаний, именуемой мнемофобией.

Мнемофобия, или Вспомнить всё

Антология фобий. Мнемофобия

Мнемофобия – страх воспоминаний – это страх когда-то пережитых страхов, страх, сформированный жизненным опытом. Диагноз «мнемофобия» можно поставить и отдельно взятому человеку, и целым народам. Принято считать, что коллективная память русского народа состоит в основном из одних страшных воспоминаний.

Психологи и историки, пытающиеся исследовать русскую мнемофобию, сходятся во мнении, что для основной массы русских людей «завтра» логически вытекает из того, что было «вчера», а не из того, какое есть «сегодня». Прошлое для нас значимее, чем настоящее, а навязчивые воспоминания о страшном прошлом усиливают боязнь будущего, ибо страх перед прошлым всегда означает страх перед повторением прошлого в будущем. Таким образом страшные воспоминания превратили русскую нацию в нацию пессимистов.

«Сексуальная тварь»  

Вы наверно помните старого шкипера с сабельным шрамом на щеке, который поселился в трактире «Адмирал Бенбоу» и целыми днями бродил по округе, с опаской высматривая кого-то. Лишь мальчик Джим, сын хозяина трактира, знал, что шкипер боялся Прошлого, которое имело обличье зловещего моряка на одной ноге. Свой страх он внушил и мальчику, и ночами Джиму снились кошмары с участием одноногого. Он виделся ему чудовищем, одна нога которого росла из живота, а вторая была отрезана по самое бедро... Вы знаете, чем всё закончилось. Прошлое настигло шкипера Билли Бонса – он получил Чёрную метку и умер от апоплексического удара.

Фильм, о котором мы говорим сегодня, напоминают завязку романа Стивенсона «Остров сокровищ» - именно ее я только что пересказал.

Итак, Гейл Дав отошёл от дел. Он уехал из Англии, чтобы все его оставили в покое. Он приехал в Испанию, чтобы забыть всё. Чтобы туманы прошлого не заслоняли от него жаркое южное солнце. В общем, чтобы его не имели все подряд, он решил полностью отдаться своей вилле с бассейном, своим друзьям и красавице-жене, прожить с ней в любви и согласии и умереть в один день...

И тут зазвонил телефон. Перспектива смерти сразу приблизилась на расстояние выстрела: прошлое в лице гангстера Дона Логана нарушило покой Гейла Дава. Прошлое, которое он хотел забыть. Дон предлагает ему новое дело – крупное дело. У Гейла есть только два варианта - он либо соглашается, либо... Либо он плохо знает Дона Логана.

С этого момента Гэйла начали одолевать ночные кошмары, в которых прошлое приняло обличье угрожающей волосатой твари с автоматом наперевес, и которые не давали усомниться в том, что Гейл Дав крепко попал.

Horror-star. Бен Кингсли

Исполнитель роли Дона Логана актёр Бен Кингсли мог стать музыкантом. Услышав, как он играет на гитаре и поёт, сам Джон Леннон сказал ему, что если он не посвятит себя музыке, то будет жалеть об этом до конца жизни. Кингсли решил иначе. Он поступил в труппу лондонского Королевского театра и переиграл практически весь шекспировский репертуар. В кино Кингсли дебютировал в 1972 году в возрасте 29 лет, снявшись в фильме «Страх открывает двери». Можно было пожалеть об утраченной молодости, но отныне все его злодеи нет-нет, да и блеснут шекспировским слогом, нет-нет, да и пустят фонтан шекспировской крови.

Взяв псевдоним Бен Кингсли, сын индийского народа (по линии отца) Кришна Бханджи, не смог спрятать за ним свою зловеще-колоритную внешность. Кинобизнес вцепился в неё мёртвой хваткой. Однако, лицо гоблина не помешало Бену играть в кино и арабских шейхов и композитора Дмитрия Шостаковича, и более харизматических фигур вроде руководителя национально-освободительного движения Индии Махáтмы Гáнди или вождя мирового пролетариата Владимира Лéнина, а также разного калибра нацистских преступников, серийных убийц, вампиров и боссов мафии. Персонажи Кингсли патологически реалистичны. И чем больше актёр показывает злодейскую сущность персонажа, тем правдоподобнее он выглядит. Наверно, такие гены - догадывались многие. Наконец, сам Бен Кингсли подтвердил подозрения. Он сказал, что характер жестокого и властного гангстера Дана Логана из фильма «Сексуальная тварь» он в значительной степени позаимствовал у своей бабушки.

Медицинская карта.  Основные способы лечения мнемофобии

Это был эксперимент. Герою знаменитого фильма Стенли Кубрика «Заводной апельсин» отморозку Алексу исковеркали воспоминания. Всё, чем он наслаждался ранее, теперь вызывало тоску и боль. Теперь любое воспоминание являлось болью, потому, что кроме наслаждения его в жизни ничего больше не интересовало.

Советский писатель-сатирик Михаил Зóщенко поставил над собой эксперимент сам. Он попытался найти в прошлом истоки своего непреходящего страха и чёрной тоски. Вспоминая свою жизнь, Зощенко обнаружил, что почти вся она состояла из мрачных и трагических впечатлений. Он описал их в своём литературном завещании – исповедальной повести «Перед восходом солнца».

1942 год. Исход Великой Отечественной войны ещё не ясен, вокруг рвались бомбы и гибли люди. Михаил Зощенко начал свои воспоминания с самого страшного: Первая мировая, газовые атаки, куски человеческих тел...

Неконтролируемое насилие – всё, что так привлекало Алекса из «Заводного апельсина», а потом с той же силой отвращало его, оставляло Зощенко равнодушным. И он решил искать причины страхов в более раннем возрасте – когда человек многое переживает впервые – первую смерть, первое предательство, первую любовь...

В фильме «Вечное сияние чистого разума» расставшиеся влюблённые решили стереть общие воспоминания, потому что эти воспоминания приносили им боль. Но когда они поняли, что, если ещё что-то болит, значит, их чувства ещё живы, тогда ими завладел страх потерять свои воспоминания, а вслед за ними и друг друга... Но Зощенко не трогали ни влюблённости, ни предательства. Что стоит любовь после всего, что он видел на фронте? Причина его страха была в другом.

И тогда он стал вспоминать себя младенцем, каким страшным казался ему тогда мир, как он боялся грозы, воды, как в снах его настойчиво повторялся образ хватающей его руки… И вот тут ему стало действительно страшно...

В фильме «Окончательный монтаж», описывающем недалёкое будущее, вся память человека сохранялись на микрочипе, имплантированном ему в мозг при рождении. После смерти человека чип извлекался и специальный Монтажёр превращал его жизнь в полуторачасовой фильм. Михаилу Зощенко удалось то, что было запрещено делать Монтажёрам: он словно бы вскрыл свой мозг и считал с чипа свои страшные воспоминания... Монтажёр из фильма «Окончательный монтаж» поплатился за это жизнью. Облегчения Зощенко это тоже не принесло, и выхода своей книги в свет он так и не увидел.

Забыть всё…

Михаил Зощенко умер в тоске, так и не переборов свои страхи. Гэйл Дав из фильма «Сексуальная тварь» расправился со своей мнемофобией и не умер. Его жизнь продолжается, и никто не даст гарантий, что страх не вернётся к нему вновь.

А как вы считаете - может человек стать счастливым, избавившись от страха воспоминаний? Вы уверенны? Тогда ответьте на остальные вопросы, и не забудьте сразу забыть все свои ответы, ведь вам еще жить и жить…

  1. Нужно ли человеку забыть своё прошлое, если оно приносит страх и боль?
  2. Должен ли он жить со своими страхами, зная, что они будут преследовать его всю оставшуюся жизнь? Или, изменив себе, стоит начать другую жизнь?
  3. Можно ли излечиться от страхов, которые несут воспоминания, очистив от них свою память?
  4. Не являются ли страхи, связанные с чем-то страшным в прошлом (например, с войной, голодом, бедностью), гарантией того, что человек впредь не допустит их появления в своей жизни? И если это так,  надо ли от них избавляться?
  5. Всегда ли страх воспоминаний является страхом перед прошлым?
  6. Вы согласны с мнением, что русская национальная ментальность – ментальность пессимистов – сформировалась именно в связи со страхом воспоминаний о прошлом? Поясню, страх перед угрозой голода в 1992 году очень быстро распространился по всей стране, именно благодаря воспоминаниям о трагическом опыте военного и послевоенного голода 1940-х годов. Словосочетание «чёрный воронок» и ночной стук в дверь до сих пор бросают в дрожь советских интеллигентов оставшихся в живых после сталинских репрессий  и их потомков, которым вечно повсюду мнится призрак тоталитаризма…

Чем больше пережил человек, чем больше у него воспоминаний, тем больше своих страхов он может выпустить на свободу. Путь в кино начинается именно с высвобождения страхов – вот неписанное правило начинающего кинематографиста. Считывая его страхи, потомки будут судить о его творческой индивидуальности.

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.