Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Гелофобия, или Нечеловеческий смех

Олег Косолапов | Опубликовано: 23.04.2013

Певец ужасного Эдгар По как-то написал: «Есть вещи настолько забавные, что человек должен или засмеяться, или умереть. Умереть, смеясь, – вот, наверное, самая великолепная изо всех великолепных смертей!..» Так смейтесь... или умрите! Сегодня мы говоримо культовом комедийном ужастике начала 1980-х годов – фильме Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы» и о гелофобии – боязни смеха.

Гелофобия, или Нечеловеческий смех

Антология фобий. Гелофобия

На протяжении мировой истории отношение к смеху у человека все время менялось. Судя по древнегреческим мифам, когда-то и люди, и боги хохотали без оглядки и ограничений. С возникновением современных религий появились вещи, над которыми смеяться не дозволялось. Приветствовались серьёзность и воздержание, а смех стали считать грехом. От насмешливых и ироничных людей избавлялись, как от социально-опасных. Так возникла гелофобия – боязнь смеха – и болезни, связанные с ней. Из-за нервного перенапряжения, связанного с запретом на смех, у человека начинаются воспалительные реакции, приводящие к накоплению холестерина в коронарных артериях, что, в конечном счете, приводит к сердечным приступам. Лишённые смеха нации обречены на вымирание.

Власть никогда не говорила на языке смеха. Её оружие – насилие и устрашение, а смех предполагал преодоление страха. Для смеха не существует запретов. Боязнь смеха была вызвана и тем обстоятельством, что смех действительно заразен. Более того, спастись от заражения смехом практически невозможно. Во время смеха организм насыщается гормонами эндорфинами, приобретая повышенную чувствительность, и люди оказываются практически неуправляемыми. Заслышав чужой смех, они не могут не улыбаться в ответ.

Медицинская карта. Бастер Китон: Мистер Смех, который никогда не смеялся

Страшное и смешное идут по жизни рядом. Многие великие клоуны – в быту грустные, закомплексованные люди. Известно, что слезами и смехом управляют почти одни и те же мышцы. Слёзы выступают на лице и от страха, и от смеха. Поэтому, боясь заплакать, некоторые люди никогда не смеются.

Великий Киттон  родился в передвижном фургоне семейного циркового шоу, и когда в месячном возрасте свалился с лестницы, его отец уверовал в акробатический дар сына и его крепкие кости. С трёх лет Джозеф, которому дали прозвище Бастер (что значит «сногсшибательно»), каждый день швырялся любящими родителями в оркестровую яму головой вперёд под грохот аплодисментов. Каждый день он испытывал стресс, но говорил всем, что не чувствует боли. Он был актёром, а значит, не должен был показывать, что боится. Он был сосредоточен на подавлении своего страха. Он знал, что именно его сосредоточенность вызывала смех публики.

После исполнения болезненных трюков его лицо часто сводила судорога, оно было неестественно неподвижно. Ему часто говорили: «С вами всё в порядке? Такое лицо бывает у очень больных!»

Он обменял у зрителей свой смех на страх и боль. Он так и привык – подавляемый страх и скрываемая боль превратили его лицо в никогда не улыбающуюся маску. Бастер Китон вошёл в историю кино как «Великое Каменное Лицо» Голливуда.

«Зловещие мертвецы»

Однажды на семинаре по Шекспиру студент и будущий режиссёр Сэм Рэйми встретил студента и будущего продюсера Роберта Таперта, который посвятил его в тайны «Книги мёртвых» и предложил сделать по ней фильм. Так появилась короткометражка «Из леса». Сняли её в складчину всего за 1600 долларов.

В те дни в Штатах был бум на фильмы ужасов, и Рэйми пообещал спонсорам сотворить полнометражный ужастик за сумму, всего лишь в два раза большую. По завершению работы  волосы на головах продюсеров встали дыбом: обещанный им ужастик превратился в комедию.

Сюжет фильма «Зловещие мертвецы» до смешного прост. В маленькую избушку, расположенную в глухом и тёмном лесу, попадает неуклюжий студент Эшли с группой своих товарищей, чтобы весело и с пользой провести в этой избушке уик-энд. (В общем-то так и получилось.) Они находят Книгу мёртвых и магнитофонную запись её перевода, надиктованного отсутствующим хозяином избушки профессором Кноуби. Заклинания пробуждают мертвецов, которые только и ждали момента, когда их пригласят повеселиться.

К счастью, фильм попался на глаза писателю Стивену Кингу. Вообще-то он вечно брюзжит по поводу качества ужастиков, особенно поставленных по его книгам. Но тут Кинг вдруг выдал нечто эмоциональное: «Тупицы, да «Зловещие мертвецы» - это радуга посреди вашего унылого представление о жанре ужасов!» В итоге Рэйми уехал с фильмом на Каннский кинофестиваль и получил там заслуженную порцию зрительского смеха. Фильм стал бестселлером. И окупился на 150 %.

Horror-star. Брюс Кэмпбелл 

Вся семья режиссера «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми – отец и пятеро детей - были завзятыми юмористами и киноманами. Рэйми-старший снимал кино на любительскую камеру и приучил к этому своих отпрысков. Сэм Рэйми купил свою первую камеру в 13 лет на деньги, сэкономленные на школьных сэндвичах. В съёмках «Зловещих мертвецов» приняли участия два брата Сэма, в свою кинематографическую семью они приняли ещё и братьев Коэнов и, конечно, Брюса Кемпбелла.

С актером Брюсом Кемпбелл Рейми познакомился в Мичиганском университете на уроках пантомимы, когда им не было и двадцати. Кемпбелл до сих пор смеётся, вспоминая, что «все жмурики, придуманные Рэйми, не могут сравниться с рожами, которые он корчил на этих уроках». Вместе они сняли на любительскую камеру несколько 8-миллиметровых фильмов, после чего организовали киногруппу. Так как денег у них было мало, то каждый лишний актёр обходился слишком дорого. И на «Зловещих мертвецах» все играли сразу несколько ролей, дублируя друг друга. Так в одной сцене Кемпбелл был главным героем Эшли, а в другой очередным малозначительным трупом.

После «Зловещих мертвецов» Брюс Кемпбелл снялся в сиквеле – фильме «Зловещие мертвецы II», а потом и в финальном фильме трилогии «Армия тьмы», и стал культовой фигурой среди поклонников фильмов ужасов. Культовой настолько, что в 2006 году появился фильм «Меня зовут Брюс», действие которого происходит в маленьком городке, осаждаемом монстрами. Жителям городка после бесплодных попыток справиться с нечистью вдруг пришла в голову гениальная идея – а не позвать ли им на помощь того парня из «Зловещих мертвецов»? Сказано – сделано. Только с прибытием Брюса Кемпбелла в роли самого себя смертей стало почему-то больше. Наверно потому, что «в жизни у меня нет оружия, я никогда не использовал бензопилу, и, скорее всего, умер бы от страха раньше, чем добрался туда», – говорит Брюс.

Смех и смерть

Летом 1535 года писатель-утопист и государственный деятель Томас Мор победил смерть ещё до того как был обезглавлен по обвинению в государственной измене. Подойдя к эшафоту, он продемонстрировал целый каскад типично английского юмора. Мор попросил одного из тюремщиков: «Пожалуйста, помоги мне взойти. А сойти вниз я постараюсь как-нибудь сам». Палачу Мор сказал: «Шея у меня короткая, целься хорошенько, чтобы не осрамиться». И уже в самую последнюю минуту, став на колени и положив голову на плаху, добавил: «Погоди немного, дай мне убрать бороду, ведь она никогда не совершала измены».

Что за странный предсмертный юмор? Не проявление ли это страха перед смертью? Если вам тоже пришли в голову эти вопросы, то вот вам еще полдюжины!

В поисках ответов на них посмотрите программу «Другое кино. Страх» (выпуск «Зловещие мертвецы»), ведь  на пару-тройку этих вопросов там отвечает  эксперт!

  1. Насколько сильно страх связан со смехом? Правильным будет сказать, что от страшного до смешного один шаг?
  2. Насколько в средние века неприкосновенной была фигура юродивого, шута, для которого не существовало преград в осмеянии всего и вся? Бывали случаи казни шута? И если да, то за что?
  3. Расскажите о связи смеха с культурой тела, сексуальностью, так называемой «низовой культурой», которая всегда была альтернативой классической, духовной культуре и которая сейчас называется «поп-культурой»?
  4. Для определения культурно-исторического периода часто используют такие определения, как «культура смеха» или «культура страха», свойственная тоталитарным режимам. Может ли в наше время в нашем обществе возникнуть культура, основанная на страхе?
  5. Есть мнение, что чем активнее репрессии власти против смеха, тем более деструктивные, извращённые черты приобретает сам смех. В чём заключается извращённость? Не в «срамословном» ли осмеянии всего и вся, как это делают талантливые скоморохи из «Камеди Клаб», или может быть в том, что мы привычно наблюдаем под вывеской «Аншлаг»? Хотя репрессий по отношению к смеху у нас вроде и не наблюдается.
  6. Некоторые учёные считают смех формой сублимированной агрессии. Если это так, то страх является защитником общества от этой агрессии, от хаоса. Всегда ли нужно смеяться или принимать сторону смеха?

Смеясь, человек празднует победу над страхом. Это победа не только над мистическим страхом перед Богом и над страхом перед силами природы, но это победа и над страхом перед всем запретным – прежде всего перед смертью. Именно поэтому в средние века появились комические изображения смерти, веселые картинки с изображением расчленённых трупов и пыток. Мало кто знает, что великий Чарли Чаплин снял свой самый смешной фильм «Золотая лихорадка» на основе страшных событий о катастрофе, постигшей отряд золотоискателей. Чаплин по поводу этой истории сказал: «Трагедия пробуждает смех из чувства противоречия. Нам остаётся смеяться над нашей беспомощностью перед лицом природных сил или сойти с ума». Что выберете вы – решайте сами.

В любом случае читайте «Другое кино» и не становитесь Другими. 

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.