Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Лиссофобия, или Не дай мне бог сойти с ума

Олег Косолапов | Опубликовано: 21.03.2013

Сегодня мы размышляем о лиссофобии – боязни сойти с ума – на примере фильма классика хоррора Марио Бавы «Девушка, которая слишком много знала».

Лиссофобия, или Не дай мне бог сойти с ума

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.

Эти поэтические строки принадлежат Александру Сергеевичу Пушкину. Даже солнцу русской поэзии был знаком этот страх – страх сумерек разума.

Антология фобий. Лиссофобия

Лиссофобия - навязчивый страх психического расстройства, вторая по распространенности – после страха смерти – фобия человечества. В последние десятилетия катализатором лиссофобии стал распространенный в современном обществе страх оказаться «неудачником». Неудачник ощущает себя выброшенным на обочину жизни маргиналом, чья дееспособность в любой момент может быть подвергнута сомнению. В результате им овладевает страх оказаться в закрытой психиатрической клинике, то есть пережить социальную смерть.

Одним из способов лечения лиссофобии является создание ситуации, в которой пациент переживает состояние, близкое к психическому расстройству. Для достижения этого используются различные психотехники: медитация, холотропное дыхание и другие. Пережив кратковременное «помешательство», пациент перестаёт испытывать ужас перед безумием подобно тому, как люди, пережившие клиническую смерть, перестают бояться умереть.

«Девушка, которая слишком много знала»

Немного истории. В начале 60-х годов прошлого века юные девушки сходили с ума от красавчика Энтони Перкинса в шедевре Альфреда Хичкока «Психо». В кинематографе начался новый виток моды на сумасшедших маньяков, а стандарты женской красоты были подкорректированы. Теперь высшим шиком считалось, когда лицо девушки украшала гримаса ужаса. И чем безумнее был взгляд, тем сексуальнее считалась его обладательница.

Режиссёр Марио Бава не преминул воспользоваться новым заокеанским веянием и в 1963 году снял фильм о том, как американская девушка Нора Дэвис приехала в Рим, чтобы продемонстрировать старушке Европе свою лиссофобию. Так появился фильм про «Девушку, которая слишком много знала».

В Вечном городе на Нору сразу обрушились всякие напасти. Если бы она не была любительницей детективов, ей могло бы показаться, что такое никогда не случается в жизни. Но поскольку она была криминально подкована и отличала Микки Спиллейна от Агаты Кристи, то, естественно, решила, что перешла дорогу чьему-то изощрённому преступному намерению. Она даже умудрилась стать свидетельницей кровавого преступления, которого, впрочем никто кроме неё не заметил. Наоборот, все принялись советовать ей не читать на ночь детективы, поскольку это плохо влияет на её психику и приводит к галлюцинациям и социальной неадекватности. А тут ещё таинственный маньяк обнаружил знание букв алфавита, о чём не замедлил сообщить Норе. Фамилии трёх его предыдущих жертв начинались на буквы А, В и С, и мисс Нора Дэвис поняла, что должна срочно спасать свою жизнь.

Преступления, совершённые сумасшедшим маньяком, считаются самым сложным видом преступлений, ибо мотивы их кроются в области бессознательного. Тем не менее логика в действиях даже самого непредсказуемого маньяка есть, главное – её расшифровать. Часто обиженные на весь мир маньяки, пытаются отомстить миру, исходя из писанных и неписаных законов, по которым этот мир живёт. Например, в американском кино маньяки совершают убийства, руководствуясь Библией, а в произведениях арт-хауса ключ к серийным убийствам лежит, как правило, в каком-нибудь научном трактате. Однако наиболее привлекательными для маниакальных безумцев по-прежнему является алфавит.

 История зла. Смертельный алфавит

Начало убийствам по алфавиту положила в 1936 году Агата Кристи. В её романе «The ABC Murders» сыщик Эркюль Пуаро расследовал ряд убийств, в которых фамилии жертв последовательно соответствовали буквам алфавита, а рядом с их телами лежал алфавитный железнодорожный указатель.

В кино самым известным убийцей по алфавиту можно считать Терминатора. Не зная, как выглядит Сара Коннор, которую ему нужно было ликвидировать, он решил убрать всех Сар Коннор, опубликованных в телефонном справочнике.

С появлением Питера Гринуэя мировое кино обогатилось убийцами-интеллектуалами, для которых убийство приравнивалось к искусству, а каталогизация жертв была гораздо важнее, нежели само преступление.

Частенько в своей игре с законом самовлюблённые маньяки не прочь дать подсказку и даже назвать своё имя. В сериале Дэвида Линча «Твин Пикс» так поступил Лиланд Палмер, вкладывавший под ногти каждой своей жертве букву из своего имени.

В 2007 году режиссёр Дэвид Финчер поставил фильм о реальном калифорнийском маньяке по прозвищу «Зодиак». Искусный шифровальщик, «Зодиак» начал свою игру 1 августа 1969 года, отправив в газеты письмо, в котором предупредил, что начинает кровавую вакханалию, и объявил, что обнаружить его просто – нужно только прочитать приложенное к письму закодированное послание. Несмотря на все усилия шифровальщиков Пентагона и ЦРУ, сумевших определить, что маньяк использовал популярный в средние века алфавит «Зодиак», он за несколько десятилетий убил более 40 человек и остался неразоблачённым.

Медицинская карта. Эрнст Теодор Амадей Гофман

По мнению психологов – все фобии родом из детства. Как часто случается, ребёнок делится со взрослыми сокровенными фантазиями, а в ответ слышит только оскорбительный смех. Дядюшка маленького Эрнста Гофмана (будущего великого немецкого писателя) в своих насмешках пошёл ещё дальше – он вызвал к племяннику врача. Доктору мальчик повторил то же самое: что каждую ночь из большого зеркала в гостиной выходит злой волшебник – Песочный человек; что он, Эрни, дарит ему марципан, и за это Песочный человек обещает никому не причинять зла. Вывод доктора был прост: ребенок находится на грани помешательства. Чтобы болезненное воображение не довело до беды, маленькому Гофману отныне строго воспрещалось читать сказки, музицировать и рисовать.

Всю свою жизнь Гофман прожил в страхе, что диагноз врача подтвердится и он сойдет с ума. Гофман стал композитором, художником и писателем-сказочником как будто только для того, чтобы покончить со своим страхом, покончить самым простым способом – сойти, наконец, с ума и оказаться в жёлтом доме.

С просьбой запереть его в лечебницу для умалишённых Гофман не раз обращался к своему другу доктору Маркусу: «Я теряю ощущение своей цельности, я не знаю, кто я и что я - божественная искра или беснующийся зверь». Однако Маркус не находил у Гофмана признаков психической болезни, ничего, кроме расстроенных нервов, хотя, по его мнению, ужасы, которыми Гофман наполнял свои книги, любого другого легко могли свести с ума.

Мрачный капельмейстер ночных кошмаров, устроитель хоровода оборотней, маньяков, насильников тела и духа, великий живописец сумеречных тайн человеческой души Эрнст Теодор Амадей Гофман умер в результате паралича, вызванного алкоголизмом и работой без отдыха. Лиссофобия Гофмана продолжает жить и поныне в пятнадцати томах его безумной прозы.

Вопросы для психиатра

Глаза боятся, а руки делают. Эту фразу можно отнести к любому представителю творческой профессии, осаждаемому фобиями. Мало того, страхи художника способствуют всплеску его творчества, в котором он пытается выразить всё, что его тревожит. Напишет такой лиссофоб книгу или картину и ужаснётся: это Я написал или ОНО – моё бессознательное? И кто водил моей рукой: Я или ОН – мой страх? И кому принадлежит моё тело: ещё МНЕ или уже ЕЙ – психиатрической больнице №1 имени Алексеева? В случае возникновения таких вопросов рекомендуется сразу вызывать психиатра с двумя дюжими санитарами, и задать ему вопросы по списку:

  1. Считается, что страх способствует всплеску творческой активности. Именно в творчестве человек пытается выразить всё, что его тревожит. А как в творчестве проявляется лиссофобия? Каким бывает творчество человека, склонного к сумасшествию? И отличается ли оно от творчества настоящего сумасшедшего?
  2. Быть немного не в себе сегодня довольно модно в кругах, связанных с искусством. Встречались ли в вашей практике люди, которые, будучи здоровыми, мечтали попасть в психушку?
  3. Из чего человек делает вывод, что он сходит с ума? Его преследуют галлюцинации, безумные образы? Что именно происходит с лиссофобом?
  4. Что именно нас так пугает в безумии, ведь многих оно страшит сильнее смерти? Какие струны подсознания задевает в здоровых вид сумасшедшего? Какие архаические страхи поднимаются со дна нашей души?
  5. Гений и безумие совместимы. Но насколько они взаимосвязаны? Есть ли гарантия, что доведя себя до припадка, в котором захочешь сам себе отрезать ухо, ты сможешь написать хоть что-то сравнимое с Ван Гогом?
  6. Могут ли спровоцировать лиссофобию средства, изменяющие сознание: алкоголь, наркотики, психотехники? Могут ли человека превратить в лиссофоба пугающие книги и фильмы?
  7. Есть ли способы остановить припадок лиссофобии? Как доказать человеку, что он не сходит с ума?
  8. Может человек сходить с ума, но испытывать от этого удовольствие?
  9. По мнению индийского гуру Ошо Раджнеша – «углубись в себя, стань по настоящему одиноким, и страх безумия покинет тебя...» Если допустить, что это высказывание правильно, то на чём оно основано? Ведь есть уйма примеров того, что люди сходили с ума, как раз заглянув в глубины своего я?
  10. Можно ли сойти с ума только от страха сойти с ума (не имея никаких других предрасположенностей к психическому заболеванию)?
  11. Сумасшествие передается по наследству. А лиссофобия?

Страхи любят ночь. Вот и лиссофобия по ночам овладевает душами неспящих. Одних она доводит до безумия, других одаривает вдохновением, и тогда даже мысли о койке в психушке превращаются в поэзию:

А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров -
А крик товарищей моих
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.

Вы задали вопросы психиату? Ах, вы побоялись их задать... Тогда  вам стоит посмотреть программу «Девушка, которая слишком много знала» из цикла «Другое кино. Страх», там вы найдет ответы на пару-тройку вышеперечисленных вопросов.

Итак, сделайте звук в колонках погромче, а узел смирительной рубашки потуже... 

 

 

 

 

 

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.