Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Чужая земля. История мигрантки

Ирина Тартаковская, Елена Мещеркина-Рождественская | Опубликовано: 23.08.2012

Сегодня в объективе нашего внимания бразильское кино от не очень у нас известного, но чрезвычайно любопытного режиссера Уолтера Саллеса. Его фильм, «Дневники мотоциклиста» про молодого Че Гевару не так давно шел в нашем прокате. Фильм, о котором пойдет речь сегодня, режиссер снял в 1990 году. Называется он «Чужая земля». Это очень стильная, черно-белая история с криминальным сюжетом, которую по жанру можно определить, как фильм-нуар.

Чужая земля.  История мигрантки

Фильм-нуар (дословно – черный фильм)  зародился в Америке в 40-е годы прошлого века. Критики пытались по-разному описать фильм нуар: период, жанр, цикл, стиль, но найти универсальную формулировку не удалось никому. По сей день фильм нуар легче узнать в лицо, чем дать ему четкое определение.

Нуары стали полной противоположностью оптимистическим довоенным лентам. Мир «черных фильмов» был наполнен страхом, паранойей и распадом, а основными героями этих лент стали благородные бандиты, роковые женщины, продажные копы и частные детективы. Для визуального ряда нуаров характерны малоконтрастные кадры в темных тонах, съемка широкоугольным объективом с большей глубиной резкости, использование резкой ассиметрии и контрастов, а также «обратных кадров», разбивающих привычную хронологию повествования.
Нуар не только содержал социальный протест - он был циничным, пессимистичным и стильным. Режиссер  Пол Шрейдер отмечал, что нуар выражает «тоску по прошлому и настоящему, но также страх перед будущим».
С появлением широкоэкранных цветных фильмов интерес публики к нуару стал угасать, но многие крупные режиссеры, среди которых Скорсезе, Годар, Трюффо, Антониони, Бертолуччи, Вендерс почувствовали непреодолимую притягательность нуара, увидев в нем отжившую форму, которую можно изменить и оживить, сохранив психологическую и социальную напряженность.
Главный герой фильма "Чужая земля", юный бразилец Пако, оставшийся без цели в жизни и без гроша в кармане, решает поехать в Испанию, где он никогда не был, но куда всю свою жизнь мечтала вернуться его мать. Чтобы заработать на дорогу, Пако соглашается на, казалось бы, вполне безобидное предложение вполне симпатичного … контрабандиста.
В Испании Пако встречает девушку. Она тоже бразильянка – молодая, но уже успевшая потерять надежду, красивая – но со следами смертельной усталости на упрямом иберийском лице, отважная – но способная на предательство. Мечтающая вернуться домой, но не имеющая в жизни пристанища… Короче говоря, настоящая героиня в жанре "нуар".

Досье героини
•Имя – Алекс
•Возраст – 28 лет
•Род занятий: официантка, потом безработная
•Живет с любимым человеком – красавцем, музыкантом, наркоманом, контрабандистом
•Хотела бы вернуться в Бразилию – но и там у нее уже нет дома
•Одинока, отчаянна, способна пойти на все

Несмотря на то, что фильм был снят более десяти лет назад, судьба этой героини в наши дни гораздо актуальней, чем в 1996-м. Дело в том, что Алекс – трудовая мигрантка, приехавшая из депрессивной Бразилии искать счастья в Европу, а именно – в Португалию, бывшую метрополию, где говорят на том же языке… Впрочем, это только кажется, и героиню преследует чувство, будто «коренные» португальцы брезгливо морщатся на ее провинциальный бразильский акцент. Сможет ли она «вписаться», зацепиться, обрести новую родину или хотя бы средства к существованию, крышу над головой?
Структура фильма такова, что все его главные герои постепенно перемещаются в Европу: кто «по бизнесу», кто случайно, кто спасаясь от кризиса и безработицы. А тех, кто не может туда поехать, терзает буквально смертельная ностальгия…

И в самом деле, как можно оставаться в Бразилии – той, которую мы видим глазами Уолтера Саллеса: вместо привычной для нашего воображения картинки беззаботной экзотической страны, где «много диких обезьян» и отличного футбола, мы видим мрачную провинцию… Территорию бесплодных мечтаний.

Нет, никакими специальными ужасами Саллес нас не травмирует: уже нет ни «черных полковников», ни откровенного голода. Вместо «полковников» - первый демократически избранный президент Фернандо Коллор ди Меллу, вместо массовых репрессий телевизор вещает о принудительном замораживании вкладов населения в банке… Знакомая нам картина прострации и непонимания того, как жить по новым правилам.
Впрочем, в фильме в этой реальности пытается сориентироваться главный герой, а  у Алекс вся эта унылая Бразилия уже в прошлом: судьбы других людей просто помогают нам понять, от чего она убежала. Ее же саму мы сразу застаем в Европе, вроде бы как-то адаптировавшейся – есть работа, есть любимый человек. Но все это, увы, скорее, видимость, чем точки опоры: на работе ее откровенно эксплуатируют за копейки, а любимый парень, тоже бразилец, серьезно сидит на наркотиках и ворует у нее деньги.

Мечта о новой жизни оказалось обманом, а жизнь подбрасывает все более жестокие сюрпризы. Очень важна для фильма сцена, когда Алекс со своим новым знакомым, тоже беглецом из Бразилии, сидит на скале над морем. Это своеобразный ключ к судьбе Алекс:  покинув родину, все, чего она достигла - это эфемерное существование на самом краю Европы, между Португалией и далекой Бразилией, балансируя на этом краю, как на канате…

Безразличная к проблемам Алекс Европа остается лишь фоном ее неприкаянной жизни, девушка совсем «не включена» в Португалию, хотя приехала туда явно не вчера.
Может, личная жизнь создает этим людям психологическое убежище? Увы. Их объединяет подобность друг другу – они одинаково проблемны, одинаково поглощены своими интересами, одинаково выпиты до дна борьбой за существование. Ни сил, ни душевного тепла на взаимную поддержку уже не осталось.. То, что удерживает их вместе – скорее, не любовь, а страх одиночества.
В романах Алекс с ее мужчинами с обеих сторон присутствует и настоящая страсть, и беспомощность – они цепляются друг за друга, но мало что могут друг другу дать: когда нет почвы под ногами, чувства тоже становятся эфемерными. Люди, насильно вытолкнутые в маргинальность, волей неволей начинают вести себя по принципу «не верь, не бойся, не проси». Любовь возможна лишь как эпизод, почти случайное слияние тел с опустошенными душами…

Конечной ценой бегства в Европу оказывается символический отказ от себя, от своей идентичности. Этот момент раскрывается в одной из  важнейших сцен фильма: Алекс вынуждена расстаться буквально с последней вещью, имеющей хотя бы какую-то ценность – со своим паспортом. Сколь бы мало не стоил бразильский паспорт в глазах перекупщиков, другого гражданства, другого имени, другой персонификации у нее нет. А человек без паспорта в современном мире является практически отсутствующей величиной – он вне закона, его не существует.

И все же Алекс не сдается на волю обстоятельств. Потеряв работу, любовь, жилье, документы, она обретает странную свободу и как будто становится, наконец, сама собой. Конечно, самолюбивой и неглупой девушке с горячей кровью мало подходила роль забитой официантки. Алекс начинает свою собственную одиссею, свой побег в никуда, свою отчаянную борьбу с превосходящими силами противника… и сразу удивительно хорошеет. Расставшись с документами, с работой, с прошлой горькой любовью, она как будто становится сама собой: такой она, наверное, была дома, в Бразилии… Когда у нее еще был дом.
К сожалению, этот недолгий расцвет обречен. На «чужой земле» для Алекс и ей подобных нет легитимного пространства, их существование между своей культурой и новыми правилами чревато срывами и несчастьями. А на обратный путь нет уже ни сил, ни ресурсов. По сути, Алекс вынуждена бороться уже даже не за то, чтобы как-то наладить жизнь, а просто за то, чтобы быть собой, сохраниться, как личность, имеющая свои принципы и чувство достоинства. И в этой отчаянной борьбе она идет до конца…

С момента съемок «Чужой земли» количество людей, для которых проблемы Алекс стали своими, астрономически возросло. Новые десятки тысяч мигрантов покинули свои страны, спасаясь от войны и голода, или просто в надежде на лучшую жизнь, на везение, на выигрыш. Что обретут они? Что обрела Алекс? Фильм дает хорошую почву для размышлений на эту тему…

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.