Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Отец и Сын. Сон распинающей любви

Марина Анфилова, Елизавета Бесстрашникова, Рената Астренкова | Опубликовано: 23.08.2012

Мнения о фильме Александра Сокурова "Отец и сын", равно как и его трактовка, сильно разнятся. В Каннах часть зрителей уходила из зала, не выдержав и пятнадцати минут, но были и те, кто восхищенно аплодировали в финале. Картина вызвала много споров. Первые кадры несколько шокируют зрителя: переплетенные обнаженные мужские тела то ли в объятиях, то ли в борьбе. Европейские кинокритики говорили, что картина отражает латентную гомосексуальную тему. На что автор заметил, что «Европа просто больна этой темой. Люди обнаруживают себя таким образом, обнаруживают проблемы, которые никак не могут решить. Они везде ищут подтверждения существования этой проблемы… Я говорю: «Лечиться!».

Отец и Сын. Сон распинающей любви


«Отец и сын» - притча без начала и конца, без временных и топографических вех, была снята  Александром  Сокуровым в 2003 году.

Взаимоотношения отцов и детей учёными неизменно сводятся к теме конфликта или преемственности поколений. Уже в конце девятнадцатого века французский экономист Антуан Огюст Курно пропагандировал теорию преемственности и сосуществования поколений. А его же соплеменник – юрист Жюстин Дромель, увлекавшийся политикой, настаивал на теории прерывности и конфликта поколений. 
Теория конфликта более затронула науку, чем теория преемственности. Это естественно – ведь в любой ссоре есть лазейка для примирения.
Немецкий философ и социолог конца девятнадцатого – середины двадцатого века Карл Мангейм считал, что конфликт поколений связан с естественным процессом смены биологических ритмов человеческой жизни - когда члены любого поколения могут действовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического процесса.

Его современник – испанский философ – Хосе Ортега-и-Гассет подсчитал, что «срок годности» одного поколения – около тридцати лет. И делится это время на два периода. Первый - когда поколение распространяет свои идеи. Второй – когда идеи становятся господствующими в обществе.
Основные теоретики конфликта поколений – американский психоисторик Л. Си Фойер и французский психоаналитик  Жерар Мендель – во второй половине двадцатого века вовсю пропагандировали фрейдистскую точку зрения на проблему «отцов и детей». Фойер считал, что в основе всех межпоколенческих конфликтов лежит Эдипов комплекс, а Мендель настаивал на доминирующей роли комплекса Электры.
В фильме Сокурова Отец и сын живут в «поднебесье», под самой крышей старого дома.  Там много воздуха и прекрасный вид на море. Они как будто окружены  стихиями Воды и Воздуха, чьи символические смыслы – это мир чувств и свободы. Отец и сын сильно привязаны друг к другу, их отношения самодостаточны. Они создали свой мир, в котором им хорошо вдвоем. Это достаточно закрытый мир, он закрыт для посторонних.

Досье героя
Имя - Алексей
Возраст – 17 лет
Занятие - курсант военного училища.
Характер – мягкий, ранимый
Мать – нет
Отец - отставной военный, участник военных событий, имеет боевое ранение.
Мучим снами, в которых присутствуют темы смерти и одиночества.

Эта семья живет своим тесным мирком, в их дом вхожи только мужчины. Мы видим все варианты социального общения мира мужчин: соученики, приятели, друзья, соседи, сослуживцы, боевые товарищи.  Мужской досуг: чтение книг, радости гимнастики, борьбы, игры в мяч, задушевные разговоры и воспоминания.
Неслучайно сравнение персонажей Сокурова с древнегреческими воинами. Воспитанием мальчиков в Древней Греции занимались мужчины. Женщины практически отсутствуют в кадре, что и позволило критикам сравнивать увиденное с идеальными городами древних греков, населенными друзьями и однополчанами. Зритель видит красивые и сильные мужские торсы, наблюдает за борьбой мужчин и их богатырской силой. Нам открывается мир мужчин, и он непривычно нежен и полон заботы друг о друге.
Философствуя, сын пытается осмыслить роль отца и сына. Он цитирует фрагмент писаний богослова XIX века Филарета: «Любовь Отца – распинающая. Любовь Сына – распинаемая».

«Любовь отца – распинающая». Это значит, что отец, воспитывая,  передавая свой жизненный опыт действует, в том числе, и через принуждение. Иначе, формирование мужского характера невозможно.

«Любовь сына – распинаемая». То есть любви и уважению сына есть место, когда  им принимается право отца быть жестким и требовательным. Такова природная роль отца и надо быть готовым это принять. Сын должен понимать, осознавая или опираясь на интуицию, что строгость - во благо.

Будучи строг, отец научит сына преодолевать слабости плоти и духа, усмирять гордыню. Отец поможет устоять против хаоса и стихии. Он может быть жестким. И вместе с тем, сын может рассчитывать на плечо отца, его помощь и спасение.
И это духовное осознание происходит у юноши, прорываясь в мучительных снах.
Проснувшись после одного из кошмаров, сын признаётся отцу: "Я тебя чуть не убил". Один из символических смыслов этого сна, желание обрести личную свободу. Сыну пришло время отделиться, стать по настоящему взрослым. 

Если процитировать слова богослова Филарета полностью, получится так:
Любовь Отца – распинающая.
Любовь Сына – распинаемая.
Любовь Духа – торжествующая силою крестною.
Тако возлюби Бог мир!»

Главные постулаты этого Богословия – троичность в единстве, НЕРАЗДЕЛЬНОСТЬ  и НЕСЛИЯННОСТЬ. И вот эту-то раздельность и неслиянность с трудом удается реализовать как Сыну, так и отцу. Наступает время, когда надо несколько отдалиться и дистанцироваться друг от друга. Такова природа самой Жизни.

Но ни сын,  ни отец пока не готовы отпустить друг друга. Герои слишком слиты в своих отношениях. И пытаются осознать и почувствовать себя вне отношений друг с другом. Кроме того, они делают попытки говорить о том, что пришло время появиться женщинам в их жизни. 
Сын надеется, что отец женится. И отец признается, что давно ждет этих слов и сам робеет говорить на эту тему.
Кроме того, молодой человек с удивлением выслушивает признание своей девушки, которая оставила его ради более зрелого мужчины.Юный курсант не понял ее намеков. Девушка полагает, что парень боится мнения своего отца и не сможет быть ей мужем. Он слишком зависим от отца. 

Надо заметить, что эта девушка - единственный полновесный женский образ в фильме. И он отражает важную тему в жизни любого человека. Его способность когда то выйти из-под родительского крыла и войти в мир взрослых отношений, чтобы передать эстафету Жизни. Юноша, действительно, не готов пока к этому. Но  природа требует своего и «кричит», проявляясь через сны. В них звучит тема слияния и отдельности. Многие  разговоры отца и сына об этом.
Символичный эпизод - сын сидит на шее у отца. Молодой человек, пожалуй, готов слезть с шеи отца и идти вперед. Он многое взял от него, и у нас рождается надежда, что этот парень твердо стоит на земле. А сидит на шее только потому, что несколько тревожится за отца: за его здоровье, за его личную неустроенность. Однако отец дает понять сыну, что в силах преодолеть все это сам.

Реальность, как правило, не предоставляет нам подобных примеров отношений.  В них было бы слишком душно каждой личности и такое взаимодействие в семье  мешало бы и развиваться, и жить каждому из персонажей.  
Возможно, это фильм – мираж, фильм – мечта. В нем отражается реальная тоска по взаимодействию мужчины с мужчиной, отца с сыном.
Каждому человеку положено узнать неизменную, преданную любовь и заботу в раннем возрасте. Обычно в этом главную роль играет мать. Она заботиться о ребенке и это учит заботе о других. Когда же мы взрослеем, в нас пробуждается тяга к независимости и к свободе воли, тогда  вклад отца необходим и очень важен.

Думаю, что сознательное отдаление фильма от реальности поможет зрителю тоньше  прочувствовать то, чего не хватает людям, лишенным влияния отца.

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.