Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Вместе. Другой человек

Олег Сус | Опубликовано: 21.08.2012

Кто такой – другой человек? Не похожий на остальных? О таких обычно говорят «белая ворона». Они не вписываются, бросают вызов, задают планку, идут напролом, плюют на условности. Вечные герои книг и фильмов. Им втайне завидуют, на них равняются, потому что они смогли не поступиться принципами. Но, как водится, такие персонажи часто бывают несчастны в личной жизни. Сегодня мы говорим о фильме классика китайского кино, режиссера Ченя Кайге «Вместе». В 2002 году эта лента получила высшую государственную кинонаграду Китая – «Золотого петуха» и «Серебряную раковину» на фестивале в Сан-Себастьяне.

Вместе. Другой человек

13-летний талантливый скрипач Сяо Чунь из провинциального китайского городка приезжает в столицу. Мать бросила его совсем маленьким, и все, что от нее осталось – это скрипка. Мальчик учился играть, вспоминая о матери. В Пекине он участвует в конкурсе, на котором занимает лишь пятое место. Расстроенный папаша случайно подслушивает разговор профессоров, из которого выясняется, что его сын на самом деле был лучшим, но первые места обычно покупаются, поскольку речь идет о блестящей музыкальной карьере, будущих деньгах и популярности. Единственный способ пробиться – остаться в столице и нанять правильного учителя… 

Учитель в китайской традиции 

В Китае народная мудрость заключена не в дурачке и не в доброй бабушке, а в личности «народного учителя». Отношения человека со своим учителем в Поднебесной гораздо важнее отношений с родителями, друзьями, близкими и т. д. Человек в китайской культуре – это в первую очередь ученик, потом учитель, а уже потом отдельная личность.

Первым учителем китайского народа стал Конфуций, живший на рубеже VI-V веков до нашей эры. За ним, как примерно тогда же за Сократом в Греции, ходили ученики и ловили каждое его слово. После они сообща издали его сборник «Беседы и суждения». Среди них не нашлось своего Платона, сумевшего обставить конкурентов и остаться в истории. В Китае такой персональный проект был бы невозможен. Ученики Конфуция сообща переживали радость от встречи с учителем и сообща готовили его мысли к бессмертию. Потому что общение с учителем – это самопознание. Ведь мы, как полагал Конфуций, узнаем в другом себя, отчего и нуждаемся в общении, передаче душевного участия.

Народный учитель не делится предметными знаниями. Он демонстрирует их ограниченность и учит не переоценивать мирскую суету. Образцы этой аскетической мудрости оставил великий Лао-Цзы, легендарный китайский учитель, живший одновременно с Конфуцием. 

Спустя десятки веков его имя стало нарицательным для последователей «даосизма». Во многом оно послужило прообразом учения третьего великого китайца Мо-Цзы, который жил на рубеже V-IV веков до нашей эры и спорил с жесткой, ритуально организованной системой Конфуция.
 
Досье учителя

Имя – Дзянь
Род занятий – преподает игру на скрипке, профессор
Возраст – за 40.
Живет один в окружении десятка кошек
Место жительства – жилье барачного типа в перенаселенной китайской столице
Чудак, одевается как старик
Вспыльчив и ворчлив, но прекрасен, когда слышит настоящую музыку.

Педагогика мастера Дзяня

Слова «скрипка и немного нервно» - это как раз про него, про нашего героя. Безусловный мастер – есть в нем что-то и от булгаковского Мастера (с китайским лицом) и от Мастера Йоду из «Звездных войн» (соответственно, с лицом человеческим).  Вот этот Мастер Дзянь - первый учитель 13-летнего гения. И это учитель не из российской глубинки, а из самого что ни на есть настоящего Китая. С его шао-линями, духовными и боевыми практиками, с его легендами о том, как «однажды Ученик спросил у Учителя…».

Каков наш герой как Учитель? Вот в чем вопрос. Как он собирается оттачивать мастерство маленького провинциального гения?

Вот как звучит педагогический ультиматум профессора Дзяня:  "Перед началом запомни основные правила. Ты должен много работать, иначе это бессмысленно. Второе: игра должна тебя радовать.  Воздержись от игры, когда ты не испытываешь радости. И, наконец, не играй, когда вспоминаешь о своей маме. Вот и все. Понял?".

Что ж? Конкретно, понятно, индивидуально. Но это слова. Они плохо отражают сам процесс обучения. Для этого в кино есть образы. И Чень Кайге завораживающе показывает саму атмосферу передачи мастерства от учителя ученику.  Например, эпизод в котром фигурируетугольный брикет. Мы смотрим и понимаем, что новый угольный брикет – это холодное сердце новичка, непривычное (пока еще) к высокому накалу страстей, которые будит музыка. Задача мастера – разжечь пламя чувств. Причем, иногда искры отскакивает в самого учителя.

Или вот ещё одна метафора - обучение как чистка яблока от тонкого слоя кожуры. Просто и изящно, не правда ли? А вы хотите услышать наставления Мастера? Вот вам его слова: «Надо почувствовать музыку в своем сердце. Играй!» Прикоснулись к таинству? Но идиллия длится недолго. Мальчик бунтует.

– Играй!  - требует Дзянь.
– Я сейчас не могу. Я опечален. Значит, играть нельзя.  - отвечает ученик.
– Почему ты опечален?..
– Я не могу играть в свинарнике. Вы никогда не меняете одежду. Вы только устраиваете ссоры. Вы пахнете хуже ваших кошек…

И они меняют учителя. На более успешного, на того, у которого ученики собирают огромные концертные залы. Мальчика и его папу нельзя в этом винить. Они хотят добиться успеха.
И хочешь – не хочешь, а начнешь сравнивать двух профессоров музыки (второго учителя, кстати, играет сам Чень Кайге).
В фильме сравнение идет на уровне визуального ряда. Это борьба кафельных ванн с зеркалами, раковинами и теплыми полами против тазиков с кипятком и чайников на печках-буржуйках. Это борьба трущоб против небоскребов. Рваных свитеров против дизайнерской одежды. Худых людей - против толстых. Борьба очищенных яблок против выдавленных апельсинов.
Отец и сын потом задумаются, правильно ли они поступили.

– Стоило ли нам менять учителя?
– Да! Хотя, было трудно оставить профессора Дзяна и его кошек.
– Неудобно, я понимаю…

Другой значит неудобный

Неудобно… Это точное слово. С профессором Дзянем действительно неудобно. Почему у него такой отвратительный неуживчивый характер, спросите вы? Кажется, все дело в женщине. Как-то ученик находит в доме профессора фотографию.  Кто она? Почему грозный профессор так меняется в лице? Они вместе учились в консерватории. Ему было хорошо с ней. Но он не решился открыть возлюбленной свои чувства, о чем теперь горько жалеет.

- Профессор Дзянь, вы никогда не были женаты? – спросил ученик.
- Кому я интересен? Если я приведу сюда женщину, кошки от меня разбегутся… У меня остается музыка. Она согревает мне сердце.

Не понятно – то ли вздорный характер нашего Мастера – это обязательное условие китайской педагогической традиции, то ли – следствие любовных неудач. Стоит ли равняться на этот пример отечественному педагогическому составу? 

Конечно, наш учитель Дзянь – никакой не идеал Учителя в восточном понимании. Да и вопрос еще – кто кого учит. Впрочем, режиссер и не собирался потчевать нас ориентальной экзотикой – это удовольствие он припас для своего следующего фильма. Здесь же - классическая музыка подается соусом к  китайским макаронам, гротеск сталкивается с лирикой, божественные звуки - с шипением масла на сковородке, Чайковский -  с поносом, Мендельсон - с грязными носками.

Но картина эта отнюдь не так проста, как может показаться на первый взгляд. Она умна, иронична и весьма остроумна. По-моему, Чен Кайге соединил здесь таким необычным образом Запад и Восток. Западную культуру с восточной экзотикой. Возможно, отсюда и название фильма – «Вместе». С учетом обстановки на нашем дальнем Востоке – тем более актуально.

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.