Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Дино. Сараевский подросток-гипнотизер

Елена Закатова | Опубликовано: 06.09.2006

Впервые Эмир Кустурица заставил говорить о себе как о режиссере на Венецианском кинофестивале в 1981 году. Никому не известный парень с внимательными карими глазами в свои 26 лет представил на суд жюри дебютных работ свой фильм "Помнишь ли ты Долли Белл?" Место действия картины – городские задворки Сараево. Время действия – 50-е годы XX века. Главный герой фильма – обычный 16-летний подросток Дино, живущий со своими родителями, братьями и сестрой в месте временного проживания, которое вот уже 6 лет является настоящим кровом для их многочисленного семейства.

Дино. Сараевский подросток-гипнотизер

 Как и многие молодые люди его поколения, он сходит с ума по рок-н-ролу, с упоением смотрит фильм с символичным названием «Европа ночью» о яркой ночной жизни Лондона с бесконечными клубными вечеринками и роскошными красавицами из стрип-клубов. Одна из танцовщиц – прекрасная белокурая девушка, еще вчера выступавшая на экранной простыне под псевдонимом Долли Белл, в начале повествования становится предметом юношеских фантазий Дино. Однако вскоре она является в образе вполне реальной девушки – темноволосой проститутки, лежащей рядом, на полу его чердачной голубятни, привезенной старшим братом – сутенером со звучным прозвищем Живодер.

Помимо эротических фантазий, Дино охвачен еще одной тайной страстью – желанием овладеть модным в те времена гипнозом. С его помощью, и он в этом абсолютно убежден, «каждый человек будет способен изменить мир с помощью сознательного самовнушения». А мир этого простого сараевского паренька состоит из ежевечерних семейных партсобраний, которые устраивает приходящий вечно подшофе отец семейства, игры в шахматы с заведующим местным клубом Очкариком, общения с чудаковатыми друзья из самодеятельного ансамбля и т.п. С одной стороны, это родной, привычный мир провинциальных окраин, законы которого герою знакомы и понятны с детства. С другой стороны, Дино – молод, и у него, как и любого молодого человека есть нереализованный потенциал, внутреннее, зачастую бессознательное знание о том, что жизнь, которую он познал – это лишь малая часть чего-то невыразимого большего, что представляет собой настоящая жизнь! «Жизнь как чудо!» Как у каждого ребенка есть внутреннее представление о том, что существует огромный мир за пределами отчего дома, который ему рано или поздно предстоит покорить. Не случайно на протяжении всего повествования главный герой как заклинание повторяет слова – «С каждым днем, с каждым взглядом у меня получается лучше!». Он произносит их сначала, чтобы убедить себя, потом своего друга, отца и даже кролика, словно для того, чтобы до конца вникнув в их смысл, наконец, обрести уверенность в собственных силах. И действительно – если вначале фильма мы видим, что единственное существо, которое поддается внушению – это маленький пушистый кролик, такой же пугливый и наивный, как и сам Дино, то в финале мы видим выступление Дино на сцене. Возможно, на самой главной сцене в его жизни, которая станет началом всего! В этом смысле символичен финал фильма – переезд героя в новую квартиру, как в новую жизнь, которую он получил от своего Отца!

В истории взросления сараевского подростка режиссер с оттенком автобиографизма, как, собственно, и во всех своих последующих фильмах, показал жизнь полную страсти и жестокости, самоиронии и поэзии. Коммунистическая идеология в фильме смешана с живописным изображением старых семейных традиций, зарисовок из провинциальной жизни искренних в проявлении своих чувств людей.
Реалистический в целом, но в тот же момент слегка романтический, как всякое воспоминание о детстве, первый фильм Эмира Кустурицы снят, несмотря на правдивое изображение подчас трагичной жизни преимущественно в светлых тонах, снят с тонким юмором и потаенной ноткой тревоги за будущее героя и его близких, за судьбу их земляков. Спустя годы режиссер признается: «… откровенно говоря, я не знаю, что такое «родина». Я знаю, что такое «моя земля», я знаю, и всю жизнь буду помнить ее запах, звук опадающих листьев, буду помнить прикосновения к знакомым и любимым предметам. Это то, что мир сейчас безудержно теряет и что мне хочется хоть чуть-чуть, хоть как-то вернуть, – эмоциональную память».

Следы эмоциональной памяти – вот, что отличает фильмы Эмира Кустурицы и вызывает столь сильный эмоциональный отклик в душе любого зрителя, вне зависимости от его социального положения, возраста или национальной принадлежности. Эмоциональная память не столько о месте, сколько о самых ранних отношениях с близкими и первом любовном опыте за пределами родительского дома, первой борьбе за свою любовь. Этот первый чувственный опыт в совокупности и оказывает решающую роль в формировании всех последующих значимых отношений любого человека. Возвращаясь к сюжету фильма, временному и культурному пространству, в котором живут его герои, очевидно, что юноша, как и его отец, искренне верят в светлое коммунистическое будущее его Родины. Так верит в идеальный и могущественный образ отца любой маленький мальчик!

И в этом контексте можно вспомнить работу З. Фрейда, который (как и режиссер, и юный герой фильма) родился в небольшом провинциальном моравском городке, а позже создал один из самых известных в наши дни методов познания человеческой психики, названный психоанализом. Речь идет о небольшой статье З.Фрейда, написанной в 1914 году под названием «О психологии гимназиста», посвященной 50-летию его родной гимназии, в которой учился примерно в том же возрасте, что и Дино.
В этой работе З. Фрейд так с психологической точки зрения описывает то, что мы – зрители видим в фильме "Помнишь ли ты Долли Белл?": «…из образов детства, которое обычно в памяти не сохраняется, нет более важного для юноши и мужчины, чем образ его отца. Органическая необходимость ввела в это отношение амбивалентность чувств, самым захватывающим выражением которой мы можем считать греческий миф о царе Эдипе. Маленький мальчик должен любить отца и восхищаться им, отец кажется ему самым сильным, самым лучшим и самым мудрым из всех человеческих существ; ведь и сам Бог – это лишь возвышение этого образа отца, каким он представлялся в душевной жизни маленького ребенка. Но очень скоро бросается в глаза другая сторона этого эмоционального отношения. Отец воспринимается также как могущественный источник помех в жизни влечений ребенка, он становится образцом, которому не только подражают, но и хотят устранить, чтобы самому занять его место. Нежный и враждебный импульс против отца теперь продолжают существовать рядом друг с другом, зачастую на протяжении всей жизни, не устраняя друг друга. В таком сосуществовании противоположностей и состоит характерная особенность того, что мы называем амбивалентностью чувств.

Во второй половине детства происходит подготовка к изменению этого отношения к отцу, грандиозное значение которого в полной мере представить себе просто невозможно. Из своей детской мальчик начинает смотреть в реальный внешний мир, и теперь он вынужден сделать открытия, которые подрывают его первоначальную высокую оценку отца и способствуют его отделению от этого первого идеала. Он обнаруживает, что отец – это уже не самый могущественный, самый мудрый, самый богатый человек; он становится недоволен отцом, научается критиковать его и ставит его на определенное место в социальной иерархии, и обычно отцу приходится дорого платить за то разочарование, которое он доставил ребенку. Все многообещающее, но и все предосудительное, что отличает новое поколение, имеет условием это отделение от отца». (При просмотре обратите внимание на эпизод домашнего партийного собрания вначале фильма, а также на сцену встречи с отцом в больнице ближе к финалу). Обычно на эту фазу развития молодого человека приходится его встреча с учителями в школе, наставниками и т.п. Вслед за З.Фрейдом хочется заметить, что, прежде всего, речь идет о символических учителях, замещающих фигуру Отца. В фильме эти фигуры замечательно представлены несколькими мужскими образами: Очкарика, Живодера и, безусловно, дяди – брата отца. Все эти персонажи – различные аспекты отношений главного героя со своим отцом из раннего детства.

Можно вспомнить яркий эпизод, в котором Дино из окна наблюдает, как его отец и дядя приглашают на зажигательный танец своих жен, будто бы приобщая юношу к другой, обычно скрытой от детских глаз части жизни родителей, где есть место любовному удовольствию, сексуальным отношениям с женщинами. И где его мать на глазах преображается, перестает быть просто серой мышкой, вечно занятой домашними хлопотами и заботой о детях, а предстает страстной, яркой женщиной, которой она всегда была для мужа, но не для своего сына. Тем самым, в психике подростка происходит соединение некогда расщепленного образа матери на женщину-мать, и женщину-любовницу (проститутку). Так происходит своего рода инициация – приобщение юноши к миру взрослых мужчин, генитальных удовольствий, воплощение которой мы увидим в сцене первой любовной связи Дино с его возлюбленной, которая одновременно и проститутка, принадлежащая всем, и полная очарования, целомудренная девушка, мечтающая о любви и верности. (Молодые люди неистово поливают себя из кувшина будто пытаются смыть всю грязь обстоятельств, в которых зародилось их первое чувство). Однако этому эпизоду предшествует другая сцена, где дядя позволяет себе грустить во время исполнения печальной, лирической народной песни, как бы предчувствуя скорое расставание – смерть брата, дядя затрагивает другую часть душевных переживаний племянника. (И действительно позже мы увидим, что именно этот мужчина, способный сопереживать, в одной из финальных сцен фильма первым приходит в дом, чтобы поддержать мать Дино и главного героя в горе, которое случилось в их семье.). Таким образом, он словно признает за мужчиной право быть не только сильным и мужественным, но и эмоционально восприимчивым, страдающим и т.п. Указывает путь к проживанию и интеграции разных аспектов жизни, где есть радости и потери, победы и разочарования! (Огромную роль в понимании и эмоциональном отклике на внутренний конфликт юного героя играет музыка - рок-н-рол, народные песни и т.п.).

Таким образом, в фильме мы видим, помимо непосредственного горя, связанного с реальной смертью отца, пример того, как любой подросток еще и на символическом уровне переживает расставание, разделение, которое сопровождается так называемой подростковой депрессией. Кустурица удивительно тонко уловил и передал это состояние. Следует отметить, что одной из ключевых особенностей, присущих пубертатному возрасту, заключается в том, что подросток частично регрессирует на прегинетальные фазы. Это проявляется в поведении, а именно, в формировании групп, с направленной на внешнюю среду агрессивностью («банда» братьев и приятели на чердаке у Дино), пренебрежением социальными нормами (курение, свист в кинозале), общностью в одежде по типу «унисекс» и т.п. То есть наблюдается некий регресс по отношению к межполовой дифференциации. Кроме того, в подростковом возрасте происходит реактивация всех ранних, так называемых инфантильных конфликтов. Это, своего рода тест на то, как личность преодолела их на предыдущих фазах психосексуального развития. Постепенно, по мере проживания определенных этапов, эти конфликты объединяются под приматом генитальности, свидетельствующей не только о физической, но, прежде всего, об эмоциональной, духовной зрелости человека. Однако этот непростой процесс часто сопровождается бурным выражением чувств – любви, ненависти, грусти, ревности и т.п. В этот момент становится очевидным, на сколько успешно произошло разделение с первичными объектами, которые для любого человека представлены фигурами матери и отца (либо людей, которые вместо них осуществляют заботу о ребенке). Насколько разрешен конфликт первичной нарциссической связи, может ли ребенок принять свое новое взрослое тело и использовать более зрелые защитные механизмы и способы взаимодействия с окружающим миром. Расставаясь со своим прежним (детским) телом, он навсегда расстается со своими детскими впечатлениями, хранящими воспоминания о связи с первичным (материнским) объектом. И если на предыдущих этапах развития не произошло достаточное разделение, подобный конфликт может спровоцировать декомпенсацию, различного рода психоэмоциональные взрывы и даже привести к психическим патологиям.

Однако в фильме «Помнишь ли ты Долли Белл?» Эмир Кустурица оставляет нам, зрителям, надежду на то, что в жизни Дино все сложиться достаточно благополучно. Его герой не боится жить, чувствовать, страдать, как и его отец, который очень по-человечески и очень по-мужски встретил известие о своей близкой кончине. Отец Дино успел распорядиться последними мгновениями своей жизни так, чтобы для каждого из близких найти нужные слова, которые он передает им через своего среднего сына. Последние минуты жизни запомнятся Дино, не отчаянием, а устремлением в светлое с небольшим налетом грусти будущем, в котором, он верил, будут жить его дети. Сын читал ему газету об этой новой жизни!

Отец успел сказать герою фильма о самом главном, что имеет ценность в жизни – о любви! В эпизоде утренних сборов у зеркала, прихорашиваясь, он делиться с ним своим опытом. Осознавая, что сын повзрослел и возмужал, он говорит ему: «Женщины как соль. Можно и без них обойтись, но без них не вкусно! Будучи в больнице он с некоторой грустью и вместе с тем, с гордостью констатирует: «Ум есть! Душа есть! Полагайся на женщин. От одиночества не лечат…»

Не случайно в одной из французских газет самого Кустурицу назвали «последним солдатом любви»! А когда в одном из интервью его попросили прокомментировать это определение, он заметил: «Оч-чень смелое заявление. Ну да, я – солдат любви, причем стойкий и непримиримый солдат. Любовь – единственная мотивация жизни, единственный ее смысл. Даже больше скажу: я и работаю-то только на нее». Об этом нам – зрителям говорит уже не 16-летний сараевский подросток, и не 26-летний парень с внимательными карими глазами, а признанный, отмеченный всеми мыслимыми наградами на самых престижных кинофорумах мира, режиссер, продюсер и талантливый музыкант группы The No Smoking Orchestra, муж, отец, а с недавних пор еще и дедушка – Эмир Кустурица! Так что мы можем быть вполне спокойны за судьбу главного героя…

 

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.