Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Фильм нуар: 20 лет сумрачного настроения

Опубликовано: 24.01.2002

Фильм нуар всегда легче узнать, как говорится, в лицо, чем дать ему четкое и емкое определение. Этот термин, как правило, вызывает в воображении ряд стилистических и тематических приемов, свойственных голливудским фильмам 40-х и 50-х годов.

Фильм нуар: 20 лет сумрачного настроения

 … Автомобиль, петляя, несется по темным, пустым улицам Лос-Анджелеса. Машина резко останавливается, из нее с трудом выбирается человек, пошатываясь входит в близлежащее здание и, дойдя до своего офиса, без сил валится на письменный стол и перед смертью наговаривает на диктофон признание в преступлении, на которое его подвигла страсть и алчность…

… Двое наемных убийц в плащах и мягких шляпах приезжают в маленький городок в Нью-Джерси и убивают свою жертву – бывшего боксера, который не оказывает им ни малейшего сопротивления. Лежа в кровати в ожидании убийц боксер – Швед - говорит: «Я совершил ошибку… Всего только раз»…

… Тщедушный человек, спотыкаясь, бежит по обломкам разрушенной стены. Он задыхается, в глазах застыло отчаяние. Крупный план выхватывает лицо обреченного человека, которого преследуют в сумрачном лабиринте разрушенных зданий и узких улиц…

… Полицейский, склонный толковать закон на свой лад, просит свою бывшую возлюбленную предсказать ему будущее и слышит в ответ: «У тебя нет будущего… Ты его полностью израсходовал»…

Это – эпизоды из четырех фильмов - «Двойная страховка», «Убийцы», «Ночь и город» и «Печать зла» (Double Indemnity, The Killers, Night And The City, Touch Of Evil). Классический «фильм нуар» – это более трехсот фильмов, созданных в период между 1940-м и 1960-м. Этот термин, означающий в переводе с французского «черный фильм» получил хождение в Париже в 1946-м году, когда на экраны французских кинотеатров с большим запозданием (во время войны американские фильмы во Франции не демонстрировались) вышли голливудские картины военных лет. Эти триллеры и криминальные драмы были мрачны, пессимистичны и резко выделялись среди балаганных комедий с участием дуэта Эбботт-Костелло (см. прим. 1) и мюзиклов с любимой актрисой американских солдат Бетти Грейбл(прим. 2). Трагические интонации, цинизм, насилие и мизантропия, которыми были отмечены нуары, роднили их с книгами авторов «жесткого» криминального/детективного романа – американцами Дэшиллом Хэмметтом, Джеймсом М. Кейном, У. Р. Бернеттом (Dashiell Hammett, James M. Cain, W. R. Burnett) и другими, чьи книги французское издательство «Галлимар» стало публиковать в новой – и популярной – «Черной серии» (Serie Noire).

Нуары были полной противоположностью оптимистическим лентам, прославившим довоенный американский кинематограф. Мир «черных фильмов» был миром страха, паранойи и распада. Героями нуаров были оппортунисты или жертвы (часто они совмещали эти качества в одном лице) – бродяги, частные детективы, бандиты. Героини, как и подобает роковым женщинам, были красивы, доступны и несли смерть. Полицейские были продажны, государственные учреждения таили в себе семена зла, и лучшие друзья наносили предательские удары из-за угла. Действие разворачивалось на черно-белом фоне городских джунглей, сплошь состоящих из дешевых отелей с мигающими неоновыми вывесками, сомнительных забегаловок, темных аллей, игорных домов и полицейских участков. Вместо традиционного голливудского хэппи-энда, в заключительных кадрах нуаров слышался тревожный вой полицейских сирен или звук выстрела. Визуальный ряд нуаров включал множество малоконтрастных кадров в темных тонах, снятых под головокружительными углами, съемку широкоугольным объективом с большей глубиной резкости, использование резкой ассиметрии и контрастов, а также «обратных кадров», разбивающих привычную хронологию повествования.

Фильм нуар всегда легче узнать, как говорится, в лицо, чем дать ему четкое и емкое определение. Этот термин, как правило, вызывает в воображении ряд стилистических и тематических приемов, свойственных голливудским фильмам 40-х и 50-х годов. Например, характеры и ситуации (бродяга увлекается красивой женщиной, роковая женщина нанимает частного детектива для расследования вначале кажущегося простым дела, группа преступников планирует ограбление), язык персонажей (едкие остроты и афористичные диалоги, сходные с речью героев жестких детективов), сюжетные структуры (короткие ретроспективные сцены, субъективное изложение происходящего), выбор натуры (дешевые закусочные, обшарпанные офисы, роскошные ночные клубы), декорации (жалюзи, неоновые огни, современное искусство), костюмы (мягкие фетровые шляпы, плащи с «погонами»), а также различные аксессуары (сигареты, коктейли, револьверы). Критики пытались по-разному описать фильм нуар: период, жанр, цикл, стиль, феномен, движение, но все же дать определение, которое бы устроило всех исследователей, до сих пор не удалось никому. (Разбирать многие спорные вопросы о происхождении нуара, о его предтечах, о том, является ли он сугубо американским феноменом, каково реальное число фильмов нуар - 300 с лишним или более 500, каковы истинные временные рамки периода классического нуара (мнения среди критиков на этот счет разные: например, 1941-1958, 1941-1949, 1944-1950 и т. д.) и подобные им в рамках этой статьи не представляется возможным.)

Так или иначе, принято считать, что кинематографический нуар зародился в Америке и возник из синтеза жесткого детектива и немецкого экспрессионизма. Отчасти на фильм нуар повлияло течение «поэтического реализма» французского кино 30-х, а также жанр гангстерского фильма. Фильм нуар также ассоциируется с определенными визуально-нарративными приемами (см. прим. 4): малоконтрастными кадрами, образами ночного города, освещенного неверным светом неоновых реклам, блестящими от дождя улицами, поп-фрейдистской трактовкой персонажей и романтической интерпретацией образа роковых женщин. Сюжеты нуаров очень схематично укладываются в три категории: рассказы о частных детективах, жертвах несчастливых обстоятельств и преступниках.

Началом классического нуара в кинематографе условно можно считать 1940 год, когда на экраны США вышел фильм режиссера Бориса Инстера (Boris Ingster) «Незнакомец на третьем этаже» (Stranger On The Third Floor). В написании сценария фильма, кстати, принимал участие классик американской литературы Натанаэл Уэст (Nathanael West), автор знаменитого романа «День саранчи» (The Day Of The Locust). Главный герой «Незнакомца» газетный репортер, который выступает свидетелем по делу об убийстве, и благодаря ему обвиняемого приговаривают к смерти. Однако затем репортеру начинает казаться, что подлинный убийца еще не найден. Вскоре убивают соседа репортера и героя самого обвиняют в преступлении… И хотя в «Незнакомце» отчетливо видны все черты нуара, своим настоящим рождением нуар обязан двум фильмам, снятым начинающими американскими режиссерами в 1941 году. Это – «Гражданин Кейн» (Citizen Kane) Орсона Уэллса (Orson Welles) и «Мальтийский сокол» (The Maltese Falcon) Джона Хьюстона (John Huston).

Фантасмагорический визуальный ряд «Кейна», а также сложный нарратив фильма вызвал настоящее потрясение в среде голливудских кинематографистов. Применив неожиданные экспрессионистские и авангардные эффекты, Уэллс своим «Гражданином Кейном» буквально взорвал спокойный натуралистичный стиль, выработанный американским киномейнстримом в 30-х. Новаторской в «Кейне» была и ломаная форма изложения, и «флэшбэки» (см. прим.3), символика и постоянно меняющиеся точки съемки. И хотя, строго говоря, «Гражданин Кейн» не был нуаром, но именно в барочном стиле «высокого нуара» (с середины до конца 40-х) расцвели пышным цветом визуально-нарративные новации, заложенные «Гражданином Кейном». Например, фильм «Убийцы» (The Killers) режиссера Роберта Сиодмака (Robert Siodmak) был фактически повторением «Кейна» – только сделанным в жанре жесткого триллера. А сам Орсон Уэллс в конце концов использовал собственные новации уже в нуаре: его фильмы «Леди из Шанхая» (Lady From Shanghai) и «Печать зла» (Touch Of Evil) стали классикой «черного фильма».

В отличие от шумного успеха, сопутствовавшего «Гражданину Кейну» с первых дней выхода на экраны, фильм «Мальтийский сокол» не сразу получил столь бурную популярность, став тихой сенсацией, а впоследствии – первым фильмом классического нуара. Надо отметить, что к тому времени, когда Джон Хьюстон обратился с просьбой к одному из руководителей студии «Уорнер Брадерс» Джеку Уорнеру (Jack Warner) сделать новую экранизацию детективного романа Дэшила Хэмметта, «Мальтийский сокол» экранизировался уже дважды (один раз – как комедия!) и крайне неудачно. И хотя роман Хэмметта, на первый взгляд, идеально подходил для экранизации, на поверку снять фильм, достойный романа, оказалось делом сложным. Джон Хьюстон проявил себя великолепным режиссером: он не только подобрал отличный актерский состав и заставил действие разворачиваться подобно туго скрученной пружине, но и добавил заключительную фразу, которой не было в романе, от которой у зрителей по спине бежали мурашки и которая стала поэтическим кредо нуара на два десятилетия вперед.

«Мальтийский сокол» знаменовал новый виток в развитии жанра криминального фильма в Голливуде. В начале 30-х цензоры изрядно потрудились, чтобы подобные картины не появлялись на экранах Америки. Попытки вернуть в кино гангстерские ленты вызывали волну протеста. Детективные фильмы были представлены бескровными приключениями сыщиков-легковесов, вроде Святого (см. прим. 5) или Ника и Норы Чарлз (см. прим. 6). На этом фоне «Мальтийский сокол» стал для Голливуда настоящим откровением: здесь детективная история была поведана с драматическим напряжением и жесткостью, свойственным гангстерским картинам. Успех «Мальтийского сокола» вызвал многочисленные подражания, и элементы фильма Хьюстона – ночная натура, циничный герой, роковая женщина – бесконечно варьировались на всем протяжении существования классического нуара.

В дальнейшем на развитие нуара повлияли такие разнообразные факторы, как послевоенная апатия и разочарование, популяризация психиатрии, страхи, вызванные «холодной войной», отчуждение в обществе, детективные радиопрограммы, маккартизм и многое другое. Но характерные для нуара настроения клаустрофобии, нигилизма, отчаяния и паранойи лучше всего выражали не сюжеты, а особый визуальный стиль. Впрочем, сюжетная стилистика нуара с каждым годом становится все жестче и сумрачней. Прекрасная ясность «Мальтийского сокола» вскоре сменяется чем-то более сложным, мрачным и странным. В 1944 на американские экраны выходит «Двойная страховка» (Double Indemnity) - не только выдающийся фильм нуар, но и одна из самых влиятельных кинокартин в истории Голливуда. «Двойная страховка» была снята по роману Джеймса М. Кейна (James M. Cain), прославленного мастера жесткого криминального романа, а сценарий Кейн написал в соавторстве со знаменитым детективщиком Рэймондом Чандлером (Raymond Chandler).

Феноменальный успех среди критиков и публики этого фильма режиссера Билли Уайлдера (Billy Wilder) о хитроумно задуманном убийстве ради получения большой страховки внес в фильм нуар дополнительные оттенки черного. Цензоры предъявляли серьезные претензии к «Двойной страховке»: ее героями были убийцы, ушедшие от справедливого возмездия закона. Чандлер и Кейн возражали, что один из преступников все же предстает перед законом и заканчивает свою жизнь в газовой камере. И хотя, повинуясь требованиям цензуры, Уайлдер вынужден был в результате переснять концовку фильма (цензоры сочли сцену в газовой камере «неоправданно отвратительной»), «Двойная страховка» и ее внешне привлекательные персонажи, хладнокровно совершающие убийство, подняли черную планку нуара на новую высоту. Как писал по этому поводу замечательный сценарист, режиссер и исследователь нуара Пол Шрейдер (Paul Schrader), «освещение стало темнее, персонажи порочнее, темы фаталистичнее, а тон безнадежнее». Студии стали экранизировать сценарии, еще недавно считавшиеся слишком рискованными – «Почтальон всегда звонит дважды» (The Postman Always Rings Twice) – тоже по роману Кейна, «Поручите ее небесам» (Leave Her To Heaven), «Аллея кошмаров» (Nightmare Alley) или «Рожденный убивать» (Born To Kill).

Пик популярности нуара пришелся на послевоенные годы. «Черные» мелодрамы снимали все американские киностудии, большие и маленькие. Нуар не только содержал социальный протест - он был циничным, пессимистичным и стильным. Уже упоминавшийся Пол Шрейдер отмечал, что нуар выражает «тоску по прошлому и настоящему, но также страх перед будущим. Герои нуара страшатся смотреть вперед и вместо этого просто пытаются жить одним днем, а когда это не получается, они находят прибежище в прошлом. Поэтому технические приемы фильма нуар подчеркивают чувство потери, ностальгию, отсутствие четких приоритетов и неуверенность, а затем придают этой неопределенности изысканность и стиль».

Сам Шрейдер возродил героя нуара, написав сценарий к знаменитому фильму Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) «Таксист» (Taxi Driver, 1976). Но к тому времени классический нуар уже почти двадцать лет находился в забвении. В 50-е появилось еще несколько жемчужин нуара – среди них «Поцелуй меня насмерть» (Kiss Me Deadly) по роману Микки Спиллейна (Mickey Spillane) и «Верное дело» (The Killing – см. прим. 7) Стенли Кубрика (Stanley Kubrick), но в целом с появлением широкоэкранных цветных фильмы интерес публики к нуару стал угасать. Последним шедевром периода классического американского нуара стал фильм Орсона Уэллса «Печать зла» (A Touch Of Evil) 1958 года. И хотя довольно скоро многие европейские режиссеры, например, Годар (Jean-Luc Godard) и Трюффо (Francois Truffaut) ( (достаточно вспомнить их фильмы «На последнем дыхании» (A Bout De Souffle, 1959) и «Стреляйте в пианиста» (Tirez Sur La Pianiste, 1960), а также Микельанджело Антониони, Бернардо Бертолуччи, Вим Вендерс, Ален Рене и Райнер Фассбиндер (Michaelangelo Antonioni, Bernardo Bertolucci, Wim Wenders, Alain Resnais, Rainer Fassbinder) почувствовали непреодолимую притягательность нуара, увидев в нем отжившую форму, которую можно изменить и оживить, сохранив психологическую и социальную напряженность, нуар начал возрождаться в новом виде фактически лишь с середины 1970-х. Но это уже другая тема.

Егор Толстяков, специально для ДК

По теме:
Под знаком неонуара

ПРИМЕЧЕНИЯ

1. Бад Эббот и Лу Костелло (Abbot and Costello; Bud Abbot (1895-1974), Lou Costello (1906-1959) – популярнейшие комики Голливуда. Начали сниматься в кино в 1930-е годы, много выступали на радио и ТВ в 1940-е и 50-е. Их программу «Эббот и Костелло» многие американские телекомпании показывают и сегодня.

2. Бетти Грейбл (Betty Grable, 1916-1973)– американская актриса, звезда мюзиклов 40-х гг. Получила известность благодаря своим красивым длинным ногам, которым был посвящен фильм «Ноги за миллион долларов» ( Million Dollar Legs, 1939) и которые были застрахованы лондонской страховой компанией Ллойда.

3. Обратный кадр (иначе: флэшбэк) – прием в кино, когда история прерывается, чтобы осветить прошлое героев.

4. Нарратив (иначе: повествование) – приемы, с помощью которых создается сюжет.

5. Святой (The Saint) – современный Робин Гуд Саймон Темплар (Simon Templar), герой книг писателя Лесли Чартериса (Leslie Charteris, 1907-1993), известный российскому зрителю по одноименному английскому телесериалу (1962-1968) с Роджером Муром в главной роли и фильму 1996 года режиссера Филлипа Нойса (Phillip Noyce) с Вэлом Килмером (Val Kilmer).

6. Ник и Нора Чарлз (Nick and Nora Charles) – светская семейная пара, расследующая преступления. Персонажи книги Дэшилла Хэмметта «Худой человек» (The Thin Man) и серии популярных фильмов с участием американских актеров Уильяма Пауэлла (William Powell) и Мирны Лой (Myrna Loy).

7. В названии фильма Стенли Кубрика используется игра слов: The Killing здесь не только – и не столько – «убийство», сколько «большой куш».

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.