Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Призрак ДОГМЫ бродит по Европе. И не только

Андрей Плахов, специально для ДК | Опубликовано: 11.11.2001

Проект ДОГМА 95 явился центральным, наиболее радикальным событием европейского кинематографа конца века и единственным, которое может быть хотя бы приблизительно сопоставлено с сорокалетней давности "новой волной".

Призрак ДОГМЫ бродит по Европе. И не только

ДОГМА альтернативна всем основополагающим принципам постмодернизма и предлагает утомленным изысками кинематографистам принять освежающий "обет целомудрия". ДОГМА отрицает культ авторства: даже имя режиссера не указывается в титрах. Отказавшись от засилья техники, спецэффектов и драматургических штампов "мейнстримовского" кино, ДОГМА в то же время решительно избавляется от авторского эгоцентризма и тщеславия. Так - в теории, в манифесте. На практике все оказалось сложнее.

Триер до ДОГМЫ

Первый манифест Ларс фон Триер написал еще в 1984 году - по поводу своего фильма "Элемент преступления", детектива о серии убийств детей, который напомнил критикам помесь Орсона Уэллса и Тарковского. По схожему рецепту фон Триером были произведены еще два коктейля - "Эпидемия" (1987) и "Европа" (1991). К ним тоже были написаны манифесты. В "3-м Манифесте" фон Триер называет себя "мастурбатором серебряного экрана", алхимиком, творящим из целлулоида богоподобный мир, который никогда, однако, не будет равен божественному.
Фон Триера, создавшего уникальный изобразительный стиль (эффект "вытравленного" изображения, нередко переведенного на пленку с видео) тогда критиковали за формализм и эстетизм, увлечение техническими штучками, за отсутствие интересных характеров. В Канне тяжеловесная и пафосная датско-шведско-немецкая "Европа" провалилась, а фестиваль выиграли братья Коэны. Это был сигнал окончательной смерти идеалов европейского авторского кино под напором американского постмодернизма.Амбициозный фон Триер тяжело пережил неудачу и сделал из нее выводы. Поворотным пунктом стал телесериал "Королевство" (1994), признанный "европейским ответом на "Твин Пикс". Фон Триера тут же занесли в список 50 режиссеров мира с максимальным коммерческим потенциалом.

Склонный к чудачествам фон Триер ответил на это проектом съемок в Сибири (по сценарию Фридриха Горенштейна и по мотивам легенд гражданской войны), обнародовал свою фобию (страх перелетов и плаваний), и развернул автомобиль обратно по дороге в Канн-96, прислав туда лишь копию новой ленты (получившей Грaн При жюри) и свой снимок в шотландской юбке. Новая лента "Рассекая волны" сразу и бесповоротно была признана шедевром, а фон Триер - новым Дрейером, новым Бергманом. Это был настоящий рывок в завтрашний кинематограф. Фон Триер не только гениально использовал для интимного сюжета ручную камеру, но, быть может, впервые после Феллини успешно соединил духовную проблематику с кичевой эстетикой. Не религия служит у него материалом для кино, а само кино оказывается чем-то вроде религиозного ритуала, хотя и за вычетом одного из компонентов религии - а именно: морали.

Рождение ДОГМЫ

Спустя два года после "Рассекая волны" фон Триер опять появился в Канне - причем появился физически, что уже само по себе стало сенсацией. Правда, не пришел на собственную пресс-конференцию и укрывался от сторонних глаз в соседнем Антибе, куда пригнал специальный фургон. Когда синий микроавтобус с надписью "Идиоты" (точно на таком же ездят герои одноименного, представленного в конкурсе фильма) подрулил к лестнице фестивального Дворца, свершилось невероятное: величественный и неприступный Жиль Жакоб, художественный директор фестиваля, самолично спустился с лестницы, чтобы приветствовать режиссера этой картины Ларса фон Триера. Такого Жакоб не делал даже для самых ярких голливудских звезд. Правда, на этом почести и закончились: "Золотой пальмовой ветви" фон Триер так и не получил.
В противоположность киношлягеру "Рассекая волны", "Идиоты" лишены мелодраматических подпорок, а эксперименты, которые ведут герои, каждый "в поисках внутреннего идиота", разрушают все мыслимые табу, демонстрируют крайнюю степень психологической агрессии. Чтобы раскрепостить своих исполнителей и вдохновить их на сеанс группового секса, фон Триер в первый же день явился на съемочную площадку голым. В качестве лидера "нового левого", "радикального", "идиосинкразического" кино фон Триер создал кинокомпанию по производству порнофильмов, а также возглавил коллектив киноавторов "ДОГМА 95". Они подписали манифест, формулирующий правила, по которым намерены теперь делать кино. Разумеется, антибуржуазное, но не повторяющее плачевный, по их мнению, опыт "новых волн". Спустя сорок лет после дебютов Годара и Трюффо, спустя тридцать после того, как майские радикалы 68-го закрыли Каннский фестиваль, фон Триер эпатировал кинематографическую общественность в возрожденной цитадели буржуазности.

Кинематограф не должен быть индивидуальным! - утверждается в "Догме" с восклицательным знаком. Сегодняшнее кино должно использовать "технологический ураган", делаться в цвете и на широком формате, но при этом не быть жанровым (никаких перестрелок), не уходить от актуальной жизни ни исторически, ни географически, воспроизводить реальность "здесь и теперь" на натуре, без фальшивых декораций и светофильтров, с помощью подвижной ручной камеры, и даже фамилии режиссера не должно стоять в титрах.Вторым "подписантом" манифеста стал младший соратник фон Триера Томас Винтерберг: его семейный гротеск "Торжество" получил приз в Канне и потом на многих других фестивалях. Более радикальных "Идиотов" ждала менее благоприятная судьба: кучка приверженцев объявила фильм гениальным, но его не приняли на ура ни фестивали, ни прокат, ни нормальная публика.

ДОГМА после фон Триера

ДОГМА стала невероятно модной. Всюду печатались списки ее новых проектов. Ни один уважающий себя фестиваль не обходился без "догматического" фильма. Плодились сенсации: классик американского авангарда Пол Морриси присоединился к ДОГМЕ! В рамках ДОГМЫ экранизирует стриндберговскую "Мадемуазель Жюли" культовый американец Майк Фиггис!

Номера очередных ДОГМ стали путаться (кажется, четвертая и пятая ДОГМЫ получились неудачными, и Триер велел их выкинуть из общего концепта, хотя одну из них поставил его постоянный актер Жан-Марк Барр). Верно то, что ДОГМА стала интернациональной.Победа в Канне-99 бельгийской "Розетты" братьев Дарденнов, целиком снятой ручной камерой, могло произойти только под влиянием ДОГМЫ. Появление целого ряда арт-фильмов с элементами "порно" явно спровоцировано "Идиотами", где в самых шокирующих сценах героев дублировали порно-актеры. ДОГМА-6 под названием "Джулиен, мальчик-осел" режиссера Хэрмони Корина, тоже развивающего этику и эстетику "Идиотов", хотя с явным привкусом манеры американских Independents.
ДОГМА стала модой, а потому начала восприниматься как банальность, чуть ли не как дурной тон. Хорошим тоном среди продвинутых молодых критиков считается теперь ругать ДОГМУ. Так было в свое время с "новой волной". Хотя разница между ними огромна: авторы "новой волны" бунтовали против буржуазно-клерикального "папиного кино"; инициаторы ДОГМЫ пытаются вернуть публике религиозную чистоту и ритуальность эмоций. Но и те, и другие обращают кинематограф к реальности, отвергают отрепетированную условность. Первым это сделал неореализм, потом "новая волна". ДОГМА уже в нашу постмодернистскую эпоху сыграла аналогичную роль. Она раскачала лодку в застоявшейся воде. И быстро стала сдавать свои позиции. ДОГМУ талантливо раскрутили по всему миру, наплодили ее почитателей и подражателей. Есть американский, французский, испанский, аргентинский, шведские, русский вариант "Догмы". По ее канонам сняты многочисленные "независимые" фильмы в обоих полушариях. Они придают новое дыхание реализму - с приставками в самом широком диапазоне от "соц-" до "порно-". Они создают ощущение возврата кинематографа от виртуальной к настоящей реальности. Но все это - очередная иллюзия, блестящая инсценировка, искусная манипуляция. ДОГМА, как выяснилось, беззастенчиво адаптируется к старым жанрам - таким, как социальная мелодрама ("Любовники" Жан-Марка Барра про обреченную любовь француженки и серба). ДОГМА без зазрения совести спекулирует на модных буржуазных темах (инцест в "Торжестве"). ДОГМА породила "Розовую тюрьму" -- образец феминистского порнофильма в триеровских декорациях и с трансплантированной психологией по Станиславскому.

ДОГМА оказалась слишком всеядной и конформной, чтобы долго блюсти свой радикализм. Не случайно Триер уже заявил о приостановке проекта, который не просто выполнен - перевыполнен на двести процентов. В киномире началось брожение - и "догматики", всколыхнувшие застойное болото, сами могут уйти на покой. Что означает - порушить ДОГМУ и начать жить каждый своими интересами.
Среди кинематографистов, близких к ДОГМЕ, только один сегодня достоин называться великим - это Ларс фон Триер. Неважно, выдумал он ДОГМУ из тщеславия, ревности к призам и голливудским бюджетам, эстетического чутья или хулиганского личного каприза. ДОГМА родилась. И стала жить без фон Триера. А он без нее. В 2000 году он представил в Канне мюзикл "Танцующая в темноте", опровергнувший все каноны ДОГМЫ. Дальнейшее хорошо известно.

 

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.