Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Рассекая волну

Игорь Лебедев, Вадим Агапов, специально для ДК | Опубликовано: 27.03.2003

История датского кино (и как искусства, и как индустрии) включает в себя периоды взлетов и падений. Ключевые этапы: немое кино (1896-1930), классическая кинокультура (1930-1960), современная кинокультура (после 1960-х) и международный прорыв (конец 1990-х) – у каждого из них свои особенности как эстетического, так и экономического плана...

Рассекая волну

Мастера «Золотого века» (1896-1930)

Эпоха немого кино, связанная с именем знаменитого бизнесмена Оле Ольсена, основавшего в 1906 году компанию Nordisk Film, считается Золотым веком датского кинематографа. Эти годы отмечены творческими достижениями таких режиссеров, как Петер Урбан Гад (1879 - 1947) и Форест Хольгер-Мадсен (1878 - 1943). Племянник Поля Гогена Урбан Гад открыл Асту Нильсен (на фото слева), одну из первых звезд в истории мирового кино. Фильм с ее участием «Бездна» положил начало жанру «датской эротической мелодрамы». Гад известен и как один из первых теоретиков кино. В 1919 году он издал книгу «Кино – его цели и средства» , которая уже в 1924-м была переведена на русский. Эксперименты Фореста Хольгера-Мадсена с подвижной камерой и зеркальной съемкой обогатили киноязык изобретеательными комбинированными съемками и спецэффектами (ими изобилует фантастический фильм «Небесный корабль» (1918)). В том же направлении развивалось мастерство Беньямина Кристенсена (1879 - 1959). На своей собственной фирме «Данск биограф компани» он выпустил шпионский детектив «Таинственный Х» (1913) и мелодраму «Ночь мщения» (1915). Основное внимание Кристенсен уделял изобретательному монтажу, неожиданным ракурсам и эмоциональным эффектам от чередования крупных и средних планов. Период с 1910 по 1914 год считается «золотым веком» датского кино. Небольшая страна доминировала на кинорынке Европы и диктовала моду России, Германии, и Швеции.

Конец «золотому веку» положила Первая Мировая война. В это время датские кинопроизводители утратили европейские рынки сбыта. А поскольку крупные картины ориентировались на экспорт, в кинопромышленности наступил кризис. Марку качества поддерживали только комедии с участием Л.Шенстрема и Х.Мадсена, известных в Дании как Маяк и Прицеп, а в остальном мире как Пат и Паташон. Комическую пару (кстати, первую в мировом кино) организовал режиссер Лау Лауритцен (1878 - 1938). Теплый юмор комедий Лауритцена «Фильм, флирт и обручение», «Он, она и Гамлет», «Сумасбродство, добродетель и бездельники» успешно конкурировал с продукцией Чаплина, Бастера Китона и Гарольда Ллойда. Приход звука в кино оборвал карьеру Пата и Паташона – публика прохладно отнеслась к звуковым версиях любимых комедий.

Классическая кинокультура - эпоха Дрейера (1930-1960)

Период классической датской кинокультуры связан в такими именами как Йохан Якобсен, Оле Палсбо, Бодил Ипсен, Эрик Баллинг и Габриэль Аксель. Но во всем мире оно в первую очередь ассоциируется с Карлом Теодором Дрейером.
Через десять лет после «золотого века» только Карл Теодор Дрейер (1889 - 1968) (на фото слева). оставался единственной (и нетипичной) эмблемой датского кинематографа на международной арене. Начиная со «Страниц из книги Сатаны» 1919 года и вплоть до своего последнего фильма «Гертруда» 1964 года он удерживал в Дании пальму первенства по качеству, глубине и новаторству. Его фильм «Страсти Жанны Д’Арк» 1927 года неизменно входят в списки лучших фильмов всех времен и народов. С оглядкой на шедевр Дрейера делали свои версии Жанны Д’Арк Робер Брессон, Глеб Панфилов, Жак Риветт и Люк Бессон. Фильм Дрейера «Вампир» (1932) упоминается во всех серьезных учебниках по истории кино. Какую бы книгу вы ни взяли, обязательно найдете упоминание классического кадра из «Вампира», снятого из гроба с точки зрения мертвеца. Оба фильма провалились в прокате. Следующий фильм Дрейер смог снять только в 1945 году, он назывался «День гнева» (кадр – на фото справа). Известный французский режиссер Франсуа Трюффо считал, что самая красивая обнаженная натура в истории кино запечатлена именно в «Дне гнева» - тело старой женщины, сожженой на костре по обвинению в колдовстве.

В ситуации отсутствия государственной поддержки коммерческую основу киноиндустрии создавали массовые комедии и эротические фарсы, на фоне которых появлялись фильмы принципиально другого уровня. Одна из ключевых фигур этого периода – Габриэль Аксель. В то время как большинство режиссеров этого поколения фокусировали свое внимание и силы на датской культуре и традициях, Аксель строил двойную карьеру в Дании и Франции. Он начинал свою карьеру на излете классической эпохи (в конце 50-х) и продолжает работать до сих пор. Ориентированные на международный рынок фильмы Акселя – «Красная мантия» (1967), «Пир Бабетты» (1987), «Принц Ютландии» (1994) являются предвестниками интернационализации датского кино, которая начнется в 1990-х. Можно сказать, что Аксель расчистил дорогу для международных побед следующего поколения. Но опыт Акселя был воспринят только в 90-е. В 60-е Датское кино пошло по пути «новой волны».

Датская «новая волна»

Лишь в 1960 году новое датское кино вновь всерьез привлекло внимание аудитории во всем мире. Движение «новой волны» захватило всю Европу. Дания тоже не осталась в стороне. Первым фильмом «современного датского кино» считается «Уик-энд» Палле Кьерульфа-Шмидта (р. 1931) по сценарию известного датского писателя Клауса Рифбьерга об эмоциональной и интеллектуальной деградации тридцатилетних. Одним из самых ярких представителей «датской новой волны» признан Хеннинг Карлсен (р. 1927; на фото слева). Он пришел из документального кино, что помогло ему приспособиться к модной установке на спонтанность, стирание грани между игрой и реальностью. Его дебютный фильм «Дилемма» был подпольно снят в Южной Африке по роману Надин Годимер. Позже Годимер присудят Нобелевскую премию по литературе. Это доказывает, что при всей установке на новизну, датские кинематографисты сохранили традиционную ориентацию на крепкий литературный первоисточник. Позже Карлсен снял «Голод» (1966) по роману Кнута Гамсуна. Фильм стал самой известной работой режиссера. Исполнитель главной роли П. Оскарссон получил приз за лучшую мужскую роль в Каннах. Этот фильм, равно как и более поздние «Волк у двери» (1986), «Два зеленых пера» (1995), сыграл определяющую роль для датского кино и его положения на карте мира. Второй лидер, закрепивший в эти годы статус Дании на международной арене – Йорген Лет.
Конец «новой волны» совпал с отменой запрета на цензуру в 1969 году. Дания стала первой в мире страной, в которой можно было легально производить и сбывать порнографию.

Йорген Лет

Журналиста, писателя, поэта и режиссера Йоргена Лета (р. 1937) следует выделить отдельной главкой не только в истории датского кино, но и мирового. В силу поэтического образования он изначально был связан с художественным экспериментаторством как частью модернизма 1960-х. Он пришел в кино через театр и телевидение. До сих пор киноведы не нашли аналога его творчеству в других странах. Будучи ровесником зачинателей «новой волны» Йорген Лет разделяет их стасть к экспериментам, но идет своим путем. Его фильмы отличаются настолько отточенной формой, что ретроспектива его творчества прошла в знаменитом Музее Современнного Искусства в Нью-Йорке (MOMA). Причем за стилистическими изысками у Лета всегда стоит продуманная теория (в Дании вышел сборник его теоретических работ «Фильм-машина»). Ларс фон Триер с уважением отзывался о творчестве Йоргена Лета и даже сотрудничал с ним. В ретроспективу классических фильмов фестиваля «Датская волна» он включил фильм Йоргена Лета “Добро и зло”.

Традиционализм 70-х

В течение 1970-х позиции национального кино поддерживала и развивала целая плеяда ярких режиссеров, в числе которых Нильс Малмрос, Йитте Рекс, Кристиан Браад Томсен, Эрик Клаузен, Андерс Рефн, Мортен Арнфред (на фото слева), Сёрен Краг Якобсен, Билле Аугуст и др. К этому времени стало очевидным, что выживание датского кинематографа зависит от государственной поддержки. В 1972 году был основан Датский Киноинститут. Именно те кинематографисты, которые получили от него первоначальную поддержку, создали основу для международного прорыва датского кино в 1990-х. Этот второй прорыв на мировую арену заставил профессионалов и журналистов говорить о возвращении Золотого века датского кино.
Важная особенность, разделяющая датских кинематографистов на представителей различных поколений, заключается в природе их обучения кинопрофессии. Если в конце 1960-х для попадания в профессию действовала именно «модель подмастерья», то с основанием в 1966 году Национальной киношколы, «входной билет» для молодых кинематографистов в национальную киноиндустрию ставший возможным получить только там.
Из перечисленных режиссеров, в отличие от следующего поколения, лишь половина были выпускниками киношколы. Профессионалы, получившие образование на стороне, в другой художественной среде, все еще играли заметную роль в кинопроцессе. Это поколение было сильно погружено в альтернативную культуру, политику левого крыла, женские и молодежные движения. Не случайно различные формы кинематографического реализма занимают в работах этого поколения центральное место.
В коммерческом прокате процветали комедии. Самым успешным постановщиком комедий по праву считается Эрик Баллинг (р. 1924). В 1956 году он снял первый датский цветной фильм «Киспус». 13 серий о приключениях банды Ольсена неизменно попадали десятку лидеров проката. У нас в стране с большим успехом шла комедия Баллинга «Бей первым, Фредди!» (1965).

Прорыв к мировой славе

Последние 15 лет мы можем наблюдать небывалый взрыв популярности датского кино во всем мире. Призы на международных фестивалях посыпались на датских режиссеров со второй половины 80-х, когда этого никто не ждал. Первой ласточкой стал Габриэль Аксель с «Пиром Бабетты» (на фото слева) по рассказу Карен Бликсен. Фильм получил «Оскара» как лучший зарубежный фильм 1987 года. Популярности фильма способствовала и мода на саму писательницу, которую в голливудском фильме «Из Африки» сыграла Мэрил Стрип. Год спустя успех закрепил Билле Аугуст, получивший Золотую Пальмовую Ветвь за «Пелле Завоевателя» , а в 1992 году – еще и за «Благие намерения» . До Аугуста дважды Золотую Пальму вручали только Фрэнсису Форду Копполе.
Фазы карьеры Билле Аугуста во многом совпадают с эволюцией датского кино с 1972 года. Ранние фильмы Аугуста (1978-84) – социальные зарисовки, представляющие жизнь слабых граждан, подчеркивающие бедственное положение женщин, детей и молодежи. Вместе с его телевизионными работами эти фильмы относятся к периоду реализма. «Благие намерения» также получили «Оскара» за лучший зарубежный фильм. Между «Пиром Бабетты» и «Благими намерениями» в список номинантов «Оскара» попал фильм Каспара Рострупа «Танец с Регитце», но награда ушла к «Новому кинотеатру «Парадизо»» Джузеппе Торнаторе. Но главное – тенденция. Все поняли, что кино Дании требует к себе повышенного внимания. Следующий фильм Билле Аугуста был уже копродукцией. А на родине эстафету подхватил Ларс фон Триер (на фото справа). Уникальность последнего не только в том, что он умеет радикально менять стиль от фильма к фильму, но и тянуть за собой других режиссеров. Первая трилогия Триера «Элементы преступления» - «Эпидемия» - «Европа» наследовала эстетическим достижениям великих перфекционистов от Орсона Уэллса до Тарковского. За нею последовал манифест "Догма-95", предлагавший все начать с нуля. «Догма-95» моментально стала интернациональным поветрием, прописав на фестивалях Европы целую плеяду молодых датских авторов от Томаса Винтерберга до Аннете К. Олесен. Переосмысление киноязыка, переориентация на европейское арт-кино и американские жанровые фильмы способствовали не только увеличению международного и национального влияния самого режиссера, но и помогли построить мост между поколениями (например, в «Догме» поучаствовал и Сёрен Краг-Якобсен, активно снимающий с 1978 года). Сам Тиер двинулся дальше, используя элементы «Догмы» только в случаях необходимости. Вслед за ним и другие режиссеры стали разрабатывать свой уникальный язык на остатках былого манифеста. В фестивальных кругах заговорили о вырождении «Догмы». Другие, напротив, считали, что «Догма» окончательно вошла в зрелую фазу.
Одним из главных достижений последнего периода можно назвать особую форму интеграции датских авторов в мировой кинопроцесс. Если до Триера мастера режиссуры, выходя на качественный уровень, уезжали за рубеж (так было и с Акселем, и с Билле Аугустом), то теперь они вправе сами решать, где им удобнее снимать. За звездами Голливуда теперь не нужно плыть через океан, они сами с удовольствием приезжают в Данию на съемки. Так было с Бъорк и Катрин Денев на «Танцующей в темноте», с Хоакин Феникс и Клэр Дейнс у Винтерберга в фильме «Это все о любви».

 

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.