Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Уравнение одним неизвестным

Вадим Агапов, специально для ДК | Опубликовано: 20.09.2001

Поколение Х - сколько всего наговорили о нем в середине 90-х. Казалось, на смену панкам и хиппи пришло что-то новое, причем всерьез и надолго. Однако мода на эксеров прошла как-то слишком стремительно. И что странно - как раз в тот момент, когда успехи этого поколения были налицо: "Нирвана" в рок-музыке, Лео Ди Каприо и Джонни Депп в кино, "грандж" в дизайне одежды и т.д.

Уравнение одним неизвестным

Еще более странно то, что похоронить эту моду окончательно никак не удается: ее словно порубили на куски, и теперь эти обрубки зажили отдельной жизнью. С одной стороны отпочковались моды на всякие призрачные поколения - поколение neXt, пелевинское поколение "П", поколение Y, поколение-2000, "поколение дворников и сторожей" и т.д. Наплодили тучу названий, а смысл - один на всех - остался старый. С другой стороны, Литера Х, почти повсеместно выброшенная из названий новых "поколений", сделала самостоятельную звездную карьеру: "Х-файлы", "eXistenZ", "Пола Х" и т.д.
Но все это - и мода на различные "поколения", и бесконечные иксы на майках и афишах - только внешняя оболочка. За всей этой мишурой кроются симптомы, ясно дающие понять, что забывать о поколении Х (вернее, о том, что под это название запихнули) рановато. Остановимся только на двух примерах - на сопровождаемом скандалами прокате фильма «Кафе "Донс Плам» (неслыханное дело - провалялся под запретом с 1995-го в стране, называющей себя самой демократичной в мире, и только теперь выходит - далеко не везде - на экраны) и на ретроспективе Ги Дебора в рамках только что завершившегося Венецианского фестиваля.

Что такое поколение Х, и причем тут душка Лео?

Считается, что термин придумал канадский писатель Дуглас Коупленд. Официальная версия выглядит так: роман под названием "Поколение Х" вышел в свет в 1991-м году и тут же породил волну подражателей в жизни. К 1995-му году слух о поколении Х докатился до России, благодаря журналам "Птюч" и "ОМ". На русский язык книга Коупленда была переведена только в 1998-м году, но отдельным изданием не выпущена до сих пор. В центре повествования - жизнь трех пофигистов (слакеры), которые вместо забот о карьерном росте предпочитают тупую низкооплачиваемую работу ("макджоб"). На эти отбросы общества можно было бы просто махнуть рукой, но у парней есть четкое обоснование своего жизненного выбора. С ними трудно спорить: успехи американской экономики до сих пор были связаны с последствиями Второй Мировой войны, теперь же ситуация изменилась. Новое поколение даже ценой невероятных усилий не достигнет того уровня, который дался их родителям без особого труда (так называемое поколение "бумеров", народившееся в первые 15 лет после войны: Клинтон, Спилберг и т.д.). Тогда зачем лезть из кожи вон? Ты навсегда останешься для своих родителей неудачником и недотепой, даже если будешь умнее и трудолюбивее их. Таковы аргументы, но книга сильна не ими. Главное в ней - глоссы на полях. Коупленд придумал новый словарь. Причем речь идет не об очередном молодежном жаргоне, а о полноценных терминах, отражающих особенности нового стиля жизни (серийная моногамия, криптотехнофобия, платоническая тень, персональные табу, метафазия, атмосферные семьи и т.д.). Популярность книги превзошла все ожидания. Поразительно то, что мода на поколение Х пошла гулять по миру, хотя Коупленд вроде бы писал о сугубо американских особенностях и проблемах. Не менее поражает и то, что в поколение Х стали записываться все подряд. Взять хотя бы нашу страну: Х-идеологию пропагандировали издатели модных журналов, в Макдональдсах явно не подрабатывавшие. В то же время серьезные аналитические статьи доказывали, что эксерство - это то же самое, что наше "поколение дворников и сторожей" (у нас мол тоже работали дворниками, имея университетский диплом). Окончательно запутывали все дело бесконечные рейтинги: то лицом поколения объявляли Джонни Деппа, то его сменяла Вайнона Райдер (якобы Депп стал много зарабатывать, и Вайнона тут же его бросила). Сейчас в это трудно поверить, но на определенном этапе главным эксером был провозглашен Леонардо Ди Каприо. В самом деле, Депп периодически снимался в голливудских блокбастерах, а Лео четко специализировался на малобюджетном арт-хаусе, играя умственно неполноценных ("Что гложет Гилберта Грейпа"), извращенцев ("Полное затмение"), наркоманов ("Дневники баскетболиста"). Но потом и Лео посчитали продажным, поколение Х окончательно растеряло ориентиры и как-то заглохло само собой. Такова, напомню, официальная версия. В ней, как можно убедиться, много необъяснимого и непонятного. Скажем, почему на смену придуманному поколению Х не пришло ничего нового? Неужели все дело в том, что Коупленд настолько гениален, что его трудно обскакать? Если да, то почему последующие его романы не вызвали такого ажиотажа? Двайте взглянем на все это под иным углом зрения. Возможно, многое прояснится.

Реанимация Х

В случае с поколением Х крайне важно правильно выбрать перспективу. Вместо того, чтобы примерять броские коуплендовские словечки на себя, лучше дистанцироваться от них - тогда яснее проступят границы их применимости. Самый простой способ дистанцироваться - это заглянуть в историю. По этому пути многие и пошли. На кого похожи эксеры? Чем-то - на хиппи, чем-то - на панков (само название, кстати, изобрел вовсе не Коупленд: "поколение Х" - это название группы Билли Айдола, которое он позаимствовал у британской книжной серии для рассерженной молодежи 60-х). Вот и начинается неразбериха: кто не ощущал себя в молодости бунтарем? Разве просто так мы блевали с перепоя в подъездах? Нет, не просто так. Мы панковали, выражали протест. Даже Клинтон курил траву в студенческие годы. Вот и весь секрет - набрать побольше признаков расхождения с обществом (на почве любимой музыки, пищи, одежды, типе сексуального поведения и т.д.), потом каждому такому отклонению придумать термин-этикетку, а потом приписать все эти особенности скопом какой-нибудь одной общественной группке (лучше молодой и фотогеничной, на которую все хотели бы чем-то походить). Потому-то словарик и оказался самой цитируемой частью коуплендовского романа: имена героев и сюжетные перипетии мало кто вспомнит. Все было сфабриковано с самого начала. Нельзя сказать, что у Коупленда что-то там накипело в душе: он просто выполнял заказ, достаточно срочный, под который получил неплохой аванс (22 500 долларов). Кстати, именно поэтому автор так шумно и долго потом заявлял, что никакого поколения Х не существует. Ему никто не хотел верить, ведь признаки-то налицо! Да, признаки были видны невооруженным глазом. Вот только под общий знаменатель автор их не подвел. Да и зачем, если достаточно заменить этот знаменатель иксом, и все будут рады почувствовать себя загадочными? А между тем, общий знаменатель давно уже был подведен. Человек, который сделал это, застрелился в 1994-м, почти полностью всеми забытый (его имя не попало даже в словарь писателей-самоубийц Акунина-Чхартишвили). Но сейчас, когда понадобилось изобрести что-нибудь новомодное, о нем заговорили вновь.

Чем крут Ги Дебор?

На последнем Венецианском фестивале сделали упор на новизну - несколько конкурсов, неизвестные имена. Но на любом фестивале есть и традиционные секции - например, ретроспективы. И чью же ретроспективу учинили в это раз? Трудно поверить - Ги Дебора! Да, того самого Ги Дебора, который всю жизнь разоблачал общество спектакля, протестовал против того, что людей превращают в пассивных зрителей, эксплуатируют их в свободное время с помощью зрелищ и шоу не хуже, чем во время рабочего дня. Одно из его произведений называлось "Против кино" (1964). И при этом он без зазрения совести сам снимал фильмы ("Вопли в защиту де Сада" 1952-го года прославился больше других). Интересен он, впрочем, не фильмами, а теми идеями, которые пытался донести через фильмы, книги и поведение в жизни. Идеи его, кстати сказать, должны чего-то стоить, раз революция в мае 1968-го свершилась не без их участия.

Какая еще революция?

Да, о майских событиях 68-го в Париже сказано много, но полной ясности нет до сих пор. С одной стороны, все признаки революции налицо - баррикады на улицах, всеобщая забастовка (около 6 миллионов по всей стране), стычки с полицией, аресты, трехсот тысячная манифестация в Париже, захват Сорбонны и театра Одеон, роспуск парламента. С другой стороны, была во всем этом какая-то несерьезность: карнавалы, безумные листовки, съемки фильмов, смех, не говоря уже о том, что многие попросту отказывались сформулировать свои требования! Чего они, собственно говоря, хотели? Всевозможные партии и группировки пытались выдвинуть какие-то ультиматумы от лица народа, но все они страдали какой-то половинчатостью. Самыми радикальными оказались идеи Дебора: он не требовал ничего. Ему было достаточно того, что сложилась невероятная ситуация. Похоже на детский лепет, не правда ли? Но до определенного момента. Если быть до конца последовательным, то какие требования вы можете предъявить? Ведь вы же плоть от плоти той системы, против которой взбунтовались. С чего вы вяли, что ваши желания вам не навязаны? Ведь вас ежедневно бомбардируют рекламой, образцами, которым надо следовать, выкройками и проектами, по которым следует формировать собственное счастье. Ги Дебор назвал все это "обществом спектакля". Главный постулат: отчужденный труд может производить только отчужденный досуг. Нам кажется, что мы отдыхаем, когда в сотый раз смотрим один и тот же боевик (просто с другими актерами и спецэффектами). На самом деле, нам основательно прополаскивают мозги, подспудно вбивая в них рекламу (Джеймс Бонд предпочитает часы "Омега") и ценности (жертвуй собой ради общества, обзаведись семьей, пользуйся шампунем от перхоти, подражай Шварцу - он крут). После такого досуга мы, зомбированные, возвращаемся на рабочие места. А ведь бороться со всем этим не так сложно - достаточно просто выбиваться из колеи. Можно не сразу, можно по чуть-чуть (например, веганизм - особая форма вегетарианства, вынудившая пищевую промышленность серьезно перестроиться. Этого слова, кстати, нет в словаре Коупленда). Играть не по правилам - единственный способ не проиграть в игре, в которой твой выигрыш не предусмотрен. Как ни странно, Дебор оказался прав: революция 68-го до сих пор будоражит умы именно потому, что из-за недоговоренности в ней остался какой-то потенциал.

Ну, а что, все-таки, с Лео?

Свою организацию Ги Дебор назвал Ситуационистский Интернационал. Он вобрал в себя идеи многих модернистских и авнгардистских течений в философии и искусстве. По частям этими же идеями пользовались и другие движения (хиппи, панки, рокеры, битники, рейверы). Но Дебор нашел общий знаменатель: не важно - кто ты, важно - кем ты можешь стать; создавай нестандартную ситуацию и меняйся благодаря ей. В эту схему Лео прекрасно вписывается. Да, он стал получать большие деньги. И что? Это не значит, что он продался. Важно не то, сколько ты зарабатываешь, а то, как ты тратишь. Джулия Робертс и Мадонна зарабывают не меньше. Но они остаются шестерками. Сколько им не плати, они все равно будут впахивать как дрессированные белки (Мадонну только за это и хвалят - за ударный стахановский труд, мы это уже проходили). А Лео после очередного контракта может свалить на несколько лет - это подрывает основы бизнеса, зато создает необычные ситуации. Подобны ситуации можно создавать и во время работы. На съемочной площадке «Кафе "Донс Плам» будущие звезды раскрылись так, что фильм пришлось запрещать. Но тут возникает законный вопрос: а смог бы Лео сыграть раскрепощенного Рембо в "Полном затмении", если бы перед этим не вывернул себя наизнанку в «Кафе «Донс Плам»? Может эта странная малобюджетная лента, снятая неизвестно зачем, таит в себе тот же потенциал, что и непонятные события мая 68-го? Ностальгия по якобы продавшемуся и сгинувшему поколению Х тут вовсе не причем. Ностальгия не вызывает таких скандалов, которые сложились вокруг уже отснятого "Донс Плама". Самое время воспользоваться ситуацией.

 

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.