Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Роман Полански: Человечность как отрицание отрицания

Опубликовано: 16.05.2008

Если жизнь (и кинематограф) Полански и могут послужить иллюстрацией какой-нибудь идеи, то это, пожалуй, будет именно идея о неразрывной взаимосвязи правды и лжи в едином жизненном потоке, в обществе, во внутреннем мире индивида...

Роман Полански: Человечность как отрицание отрицания

Всю жизнь Романа Полански обвиняют, оговаривают и преследуют. Всю жизнь бежит он разного рода судов, судилищ, а то и правосудий, причём разобрать, когда что, не всегда просто. Да и нелегко это (уже рассуждая с позиций героя) – занимать рефлексивную философскую позицию и одновременно защищаться от посягательств на собственную суверенность.
Так, нацисты считали Полански и его родителей евреями (заметим, справедливо) – и этого нацистам было достаточно, чтобы планомерно их уничтожать. Мы не знаем, был ли у маленького Ромуальда или у его родителей опыт публичного отрицания своей национальной принадлежности (скорее всего, нет – ибо их «идентичность» скорее всего была определена налицо и без всяких показаний) – но очевидно, что именно в те годы, скрываясь от немецких властей, мальчик осознал как свою, так и универсальную готовность живого существа отрицать всё что угодно ради того, чтобы выжить.

В дальнейшем, пережив этот страшный урок (само)отрицания, юноше пришлось выдержать несоизмеримо более мягкое, но не менее тотальное давление социалистического общества. И тоже, вероятно (об этом можно судить по собственному опыту жизни в СССР, у кого он есть), не раз приходилось опровергать словами или делами очевидное: что он «формалист», что социалистический реализм его не интересует, а интересует всевозможный сюр, извращения тела и загадки души.

Могучий в те годы, идеологически крепкий режим был всё же в чём-то на удивление толерантен и даже позволил безродному космополиту преспокойно покинуть Родину. Грандиозный режиссёрский успех на Западе принес вчерашнему студенту из социалистической страны деньги, невиданные возможности и красивую жизнь, недоступную ему ранее даже в мечтах.
Счастливый сон, вперемешку с бесперебойным производством шедевров, продолжался несколько лет вплоть до страшного убийства его молодой красавицы-жены, беременной Шарон Тейт и нескольких богемных друзей на их американской вилле от рук сектантской банды Чарльза Мэнсона. В тот вечер Полански находился в Лондоне, и, возможно, именно это его случайное «выживание» вызвало у прессы и публики не только сочувствие к вдовцу, но и приступы странной неприязни.

Поговаривали, что нет дыма без огня. Попеняли режиссёру его знакомством с сатанистами. Припомнили богемные наклонности убитой актрисы. Ревниво следили за тем, как справляет Полански траур, причём в процессе наблюдения быстро выяснилось, что примерным мужем Роман никогда не был.

И вновь Полански приходится вести круговую оборону, спасаясь как от демонов в собственном мозгу (шок от пережитого), так и от бесов-знаменосцев общественной морали. Но если битва с собственными призраками в итоге сублимируется у режиссера творческим фонтанированием, то длительные тяжбы с законниками оттачивают мастерство юридической самозащиты, основанного прежде всего на искусстве отрицания. Через два года Полански вновь возвращается к кино – и снова выпускает шедевр за шедевром («Макбет», «Китайский квартал», «Жилец»). Однако в 1977 г. вновь разражается скандал, ещё более крупный и серьезный, чем обвинения в супружеской неверности: совращение малолетней. Прижатый американскими законниками, Полански признает, что занимался сексом с 13-летней девочкой, и во избежанье тюрьмы режиссер летит из США в Европу, где успешно скрывается от (судилища? правосудия?) закона по сей день. Продолжая при этом периодически вести против прессы иски о защите чести и достоинства. Раскрывая все больше подробностей о своей любви к старшеклассницам, стюардессам и прочим красавицам, но при этом еще более настойчиво отстаивая право на частную жизнь.Рассматривая таким образом личную жизнь режиссера, мы менее всего хотели бы занять осуждающую моральную позицию или поставить Полански какой-либо диагноз. Нам хотелось бы сосредоточиться совсем на другом феномене: если жизнь (и кинематограф) Полански и могут послужить иллюстрацией какой-нибудь идеи, то это, пожалуй, будет именно идея о неразрывной взаимосвязи правды и лжи в едином жизненном потоке, в обществе, во внутреннем мире индивида.

Полански часто задавали вопросы под светом прожекторов и камер (были "интервью" и под дулом огнестрельного оружия в глубоком детстве – тоже тот еще свет). Энергия этого направленного внимания, несомненно, убивает в отвечающем прямую искренность, заменяя ее искренностью отрицания. Но кому, как не Полански (одному из самых ярких режиссеров-психоаналитиков за всю историю кино), не знать, что отрицание – это форма косвенного, смежного утверждения?

И в этом – не жизненном, но психологическом смысле – становится понятно, что обвинения в адрес режиссера были самой настоящей психоаналитической "правдой". Неправдой (или нежелательной, невыносимой правдой) было для Полански само преследование в результате этих обвинений. Да, еврей (и, следовательно, правы были отправившие его в концлагерь, ибо таковы были порядок и вера); да, формалист и индивидуалист (правы польские чиновники и журналисты); да, любит женский пол (права желтая пресса); да, переспал с 13-летней девочкой (сам признался)... пусть даже жертва недавно, спустя почти тридцать лет отказалась от своих обвинений. Что с того и какое вообще отношение ее показания имеют к следствию? Так, один из важных элементов, но не более.

Зная эти биографические подробности Полански, становится понятен глубокий смысл фильма «Смерть и девушка». Героиня Сигурни Уивер убеждена в том, что её сосед – бывший насильник и сотрудник преступной военной хунты. Доказательств у нее нет, только горячая убежденность. Все течение фильма показывает, что подозрительной героине никак не найти универсальные доказательства, и когда уже зритель целиком и полностью убежден в ненормальности героини, решившейся в итоге на самосуд, в самом финале сосед признаёт свою вину. Поставленный перед лицом смерти, он раскрывает свое прошлое и берет на себя все обвинения, воздвигнутые кипящим и возмущенным разумом Уивер вместе с вечно колеблющимся, «просвещенчески» сомневающимся супругом. Эта поразительная сцена, когда в поставленном перед лицом вечности отчаявшемся герое вдруг возникает полноценная (а не только жертвенная) человечность. Персонаж Бена Кингcли описывает свои злодеяния, объясняя, почему они были так сладостны. И так понятны. И так естественны. И не верить ему невозможно. Трудно человеку сказать правду, проще – проговориться. Или - отрицать.

И в этой концовке – суть послания Полански. Режиссёр, создавший множество величайших гимнов паранойе, в этой истории признаёт, что единственный путь душевного и духовного самораскрытия - взять на себя вину за все, кем ты являешься, и за все, в чем обвиняют тебя другие. Потому что именно в этом заключена человечность, и однажды у любого из нас должно хватить сил, чтобы понести за эту нашу природу непомерную и бессмысленную ответственность.

Евгений Майзель, специально для ДК

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.