Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Гринуэй: детали контракта

Вадим Агапов, специально для ДК | Опубликовано: 05.12.2006

Гринуэй: детали контракта

Барокко
Направление в искусстве XVII века, отмеченное вычурностью и тягой к формальным изыскам. Интерес к барокко с новой силой пробудился в 70-80-е. Гринуэй был одним из первых, «Контракт рисовальщика» вызвал волну интереса к творчеству Генри Перселла. Фильм «Все утренние часы мира» вернул из ныбытия музыку Жана-Батиста Люли, которая тут же была переиздана на компакт-дисках и пользовалась огромной популярностью во Франции. Обилие завитков, складок, лепнины, в которых теряются очертания фигур, сближает барокко с фрактальными методами в концептуализме.

На фото - "Экстаз святой Терезы" Бернини.

Концептуализм
Направление в искусстве, которое учит переводить информацию в идеи и обратно. Впервые связка информации с идеями проявила свою мощь в энциклопедиях. То есть как раз в ту эпоху, которая так интересует Гринуэя. Главная задача концептуализма – научить обращаться со смыслами. Главная трудность – критики, которые услужливо подсовывают зрителям трактовки. Именно поэтому концептуалисты создают объекты, которые невозможно охватить целиком. Скажем, делают частью выставки обширную документацию не несколько сотен томов. Прочитать их невозможно за то время, пока длится выставка. Значит, критики вынуждены приостанавливать процесс толкования и придумывать что-то новое. Из русских концептуалистов так поступает Дмитрий Пригов, число стихов которого перевалило за 40 000 (тут уж не до литературоведения). Фильм Гринуэя «Книги Просперо» устроен схожим образом: за несколько минут перед нами пролистывают книги, содержащие все знания мира. Еще один способ сорвать с наших глаз пелену смысла – фрактальная организация данных (см. главку о фракталах).

На фото работа Адриана Пайпера "Решай, кто ты № 23".

Фракталы
Геометрические объекты, имеющие сильно изрезанную форму и обладающие свойством самоподобия. Одно из самых поразительных свойств фракталов – нецелочисленная размерность. Мы привыкли, что плоские объекты двумерны, объемные – трехмерны. Фантасты любят писать о четырехмерных (и более) мирах, вообразить которые мы не в состоянии. Но оказывается, что с малыми размерностями все тоже не так просто. Как, например, выглядит объект с дробной размерностью? Фракталы как раз из таких. Главная особенность – невозможность измерить их масштабом той размерности, в которой они располагаются. Мы можем как угодно долго уменьшать масштаб, но от этого картина не изменится. Это как если бы мы бесконечно увеличивали мощность микроскопа, но при этом в окуляре все время видели бы одну и ту же картинку. На рисунке вы видите один из таких объектов – губку Менгера. Она похожа на бесконечно изрезанный куб, но на самом деле у нее нулевой объем и бесконечная площадь.
Есть серьезные подозрения, что некоторые фильмы Гринуэя построены по принципу фракталов. Он сам косвенно намекнул на это, растянув двухминутный пролог из «Книг Просперо» на отдельный фильм с комментариями. Причем сам этот фильм тоже требует столь же подробного комментария. Зачем выстраивать такие запутанные объекты? Смотрите главку «Концептуализм».

Руссель
Французский писатель Раймон Руссель (1877 - 1933) самые бредовые идеи умел изложить строго и обстоятельно - хоть сейчас неси в патентное бюро. После непонятной смерти, которую многие сочли самоубийством, опубликовали эссе Русселя "Как я писал некоторые из моих книг". Оказалось, в основе гипнотических строк Русселя лежала стройная система. Его методы привлекли всеобщее внимание только в 60-е, когда о нем заговорили "новые романисты" вроде Роб-Грийе. Французский философ Мишель Фуко, чья конценпция истории повлияла на Гринуэя, в молодости написал книгу о стиле Русселя.

Набоков
В "Контракте рисовальщика" миссис Тэллман говорит, что умный человек не может быть талантливым живописцем. Это одна из самых важных фраз во всем фильме. Не только потому, что в ней речь идет о природе творчества. Фраза разрывает фильм на две части. До слов миссис Тэллман нам могло еще казаться, что мы смотрим обычный детектив: рисовальщик внимательно следит за происходящим и фиксирует на рисунках улики. Но после разговора миссис Тэллман с Нэвиллом мы оказываемся перед дилеммой: Нэвилл либо ничего не понимающий свидетель, либо ловкий интриган, не отвлекающийся на такую мелочь, как семейные преступления. С этого момента фигура следователя, которую мы себе вообразили, улетучивается из фильма напрочь. Никто за нас ничего разгадывать не будет, а число потенциальных преступлений увеличилось как минимум втрое. Я уже не говорю о том, что сами рисунки превратились во что что непонятное - то ли это улики, то ли ироничные аллегории, то ли пустые копии с натуры.
Вопрос о таланте, бездарности и внимании к мелочам как критерии этой дилеммы занимает центральное место и в романе Набокова "Отчаяние". Встретившись с двойником, герой романа Герман задумал убить его и выдать за себя, чтобы получить страховку. Он терпит фиаско из-за того, что в трупе незнакомца никто не видит сходства с Германом. Не видят потому, что лишены дара подмечать сходство? Тогда рассказ о Германе - история непризнанного таланта. А может, это сам Герман бесталанен, раз видит во всем только сходство? Ардалион - идеологический противник Германа - уверяет, что главное качество художника - во всем видеть различия. Но при этом Ардалион - пошлейшее существо.
Итак, в обоих случаях верно оценить происходящее возможно только в том случае, если всерьез задуматься о природе искусства.

Большой Лебовски
Тот же сюжетный поворот позже использовали братья Коэны в “Большом Лебовском”. Мод Лебовски (Джулианна Мур) склоняет Дюдю (Джефф Бриджес) к сексу. Дюдя думает, что дело в его неотразимости. В действительности, Мур нужно срочно забеременеть, чтобы не упустить многомиллионное наследство, а ее бойфренд не может ей в этом помочь из-за своей гомосексуальности. В отличие от Гринуэя братья Коэны сделали феминизм своей героини более карикатурным. Может, поэтому их юмор доступнее.

Борхес
Аргентинский писатель, с которым Гринуэя чаще всего сравнивают. Гринуэй сам дал для этого повод, назвав Борхеса любимым писателем. На "Контракт рисовальщика” больше всего похож его рассказ "Смерть и буссоль" (или "Смерть и компас"). Рассказ развивается как обычный детектив, но в конце выясняется, что блестящие аналитические способности сыщика как раз и привели его в лапы преступника, сделав его не только жертвой, но и сообщником. Этот же ход использовал позже Дэвид Финчер в триллере "Семь".

Перселл
Генри Перселл (1659 - 1695) английский композитор и органист. Фильм открывается отрывком из его оперы "Дидона и Эней". Но это не единственный вклад Перселла в фильм. Самая знаменитая мелодия "Контракта рисовальщика" под названием "Chasing Sheep Is Best Left To Shepherds" ("Следить за овцами предоставьте пастуху") принадлежит не Майклу Найману, а Перселлу. Найман лишь слегка ее обработал. То же самое относится и к самому прославленному фрагменту из наймановской музыки к фильмам Гринуэя. Величавый "Memorial", под который жена заставляет вора поедать тело любовника, тоже взята у Перселла. За Найманом и Гринуэем можно было бы признать заслугу популяризаторов Перселла, но и тут не все гладко. После смерти Перселл был забыт на несколько столетий. Воскрешение его музыки из небытия - заслуга английского композитора Бенджамена Бриттена. Для широкой публики его открыл Клаус НОМИ (см. главку о нем). Кроме них музыку Перселла исполняет Cronos Quartet и джазмен Wynton Marsalis. С творчеством Гринуэя оперы Перселла роднит смесь высокой трагедии и юмора, который в наше время сочли бы черным.

Клаус НОМИ
Эксцентричный американский певец немецкого происхождения, одна из первых жертв СПИДа среди знаменитостей. Его необычная манера одеваться была под стать его вокальной технике. НОМИ изнурял себя бесконечными упражнениями, чтобы добиться тембра спившейся оперной дивы. При жизни он так не был оценен. После смерти стал предметом поклонения среди творческих личностей с непростыми вкусами (считается, что клоун в "Синем бархате" Линча срисован с НОМИ). В год выхода "Контракта рисовальщика" Клаус Номи выпустил альбом, на котором исполнил песню Генри Перселла "The Cold Song". Эту песню несколькими годами позже Найман использует в "Поваре, воре, его жене и ее любовнике".

Пуленк
В фильме действуют два персонажа с одной и той же фамилией Пуленк. Поскольку музыка в творчестве Гринуэя играет огромную роль, следует помнить, что ту же фамилию носил французский композитор Франсис Пуленк. Он был одним из знаменитой "Шестерки", которая прославилась новаторскими произведениями в 30-е годы XX века. Одним из лучших своих произведений Пуленк считал оперу-буфф "Груди Тиресия" по фарсу Аполлинера. Пуленк написал оперу во время оккупации Франции нацистами в 1944 году, Аполлинер написал свой сюрреалистический фарс в 20-е. В нем содержится призыв к мужчинам увеличить деторождение. Если учесть, что главная тема "Контракта рисовальщика" - плодовитость, то отсылка в Пуленку вполне уместна.

Стив Райх
Американский композитор-минималист, еще один источник вдохновения Майкла Наймана. Приемы Райха близки к тому, что делает Филип Гласс, но Райх больше популярен среди тех, кто занимается техно. Райх разработал прием "фазовых смещений". Берется одна партия (или ритм) и воспроизводится одновременно несколькими исполнителями, но с разной скоростью. Взаимоналожения ритмических рисунков приводит к необычным эффектам. В оптике что-то похожее при совмещении нескольких мелких решеток, смещенных друг относительно друга (сложите первые попавшиеся колготки в несколько слоев и посмотрите сквозь них на свет). Работы Райха близки не только Найману, но и Гринуэю, ведь сценарии последнего переполнены повторяющимися кусками с небольшими вариациями. Весьма поучительный пример того, как сухие схемы при достаточно нудном и методичном повторении приводят к невероятно красивым и живым узорам.

Филипп Гласс
Современный композитор, представитель сериализма. Это когда тема как бы закольцовывается и растворяется в небольших модуляциях. Очень подходит для тех, кто не доверяет историкам и последовательному развитию сюжета. Считается, что композитор Гринуэя Майкл Найман использует приемы Гласса. Сам Гринуэй в свое время снял документальный фильм о Филиппе Глассе для телесериала "4 американских композитора".

Кортасар
Еще один великий аргентинский писатель. Не то ученик, не то соперник Борхеса. Его рассказ "Слюни дьявола" Антониони использовал для сценария фильма "Фотоувеличение". В рассказе фотохудожник щелчком своего аппарата спугнул парочку, которую принял за влюбленных. В фильме Антониони он осознал ошибку только в студии при многократном увеличении фото. В рассказе сам факт сьемки коренным образом изменил все события. "Контракт рисовальщика" умело балансирует между обеими этими возможностями.

Роб-Грийе
Французский писатель и режиссер, один из виднейших представителей "нового романа". Написал сценарий к фильму Алена Рене "В прошлом году в Мариенбаде". Это один из самых любимых фильмов Гринуэя, он показывал его съемочной группе перед началом работы на "Контрактом рисовальщика". Действие фильма тоже разворачивается в старинном замке и прелегающем к нему парку. Помимо места действия Гринуэй позаимствовал у Рене оператора Саша Вьерни, с которым потом долго и плодотворно сотрудничал ("Повара, вора, его жену и ее любовника" тоже снимал Вьерни).

Китедж
Американский художник, ключевая фигура в английском поп-арте. Один из первых осознал, что в попсу превратилось все. Пока другие рисовали Мерилин Монро и консервные банки, Китедж воспроизводил структуры, фрагменты и мотивы классических образцов. Это порождало двусмысленную атмосферу ностальгии по самому модному. Интерес к истории живописи, тяга к сохранению связности картин сделала Китеджа любимым художником Гринуэя (из современных).

Стоппард
Английский драматург и режиссер ("Влюбленный Шекспир"). В «Контракте рисовальщика» мистер Нэвилл, которого мы принимали за главного героя, со второй половины фильма стремительно отходит на второй и третий план. Оказывается, мы все время уделяли внимание не тому персонажу. В пьесе Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» то же самое проделано с самого начала: Стоппард переписывает шекспировского «Гамлета» так, что мы видим все происходящее глазами второстепенных героев. Позже французский философ назовет такой способ переписывания текстов «миноритарной литературой».
Кроме того, в пьесе Стоппарда герои то и дело наталкиваются на мелочи, которые могли бы привести их к великим открытиям (на миг они задумываются, почему яблоки падают на землю, но быстро переключаются на более важные дела). В фильме Гринуэя тоже постоян

но ловишь себя на том, как много общего у XVII века с теми вещами, которые мы считаем достижением XX века.

Жорж де ля Тур
Еще один художник, на влиянии которого настаивает сам Гринуэй. В отличие от Караваджо, Жорж де ля Тур был прочно забыт сразу после своей смерти. Интерес к нему вернулся совсем недавно. С картинами ля Тура у темных кадров "Контракта рисовальщика" гораздо больше общего, что видно невооруженным глазом.

Джеймс Джойс
Ирландский писатель, классик модернизма. Его роман "Улисс" многие ругали за переусложненность (тот же Борхес, кстати говоря). В самом деле, в "Улиссе" Джойс описывает один день из жизни Леопольда Блума и каждое мелкое событие этого дня соотносит с эпизодом из "Одиссеи" Гомера. Мало того, в каждом эпизоде закодированы и другие соотвествия, ничего не проясняющие. Так, каждому эпизоду соответствует определенный цвет или орган человеческого тела. Все дело в том, что Джойс искал дополнительных подпорок для своего текстаю Как и Гринуэй, он был одержим идеей несюжетной организации текста. В сюжет он не верил из-за недоверия к историкам и истории (те же мотивы часто звучат в интервью Гринуэя). История, сюжет - это крайне искусственные формы подачи материала, они искажают правду о жизни. До предела такой взгляд на вещи Джойс довел в книге "Поминки по Финнегану". Основная тема "Контракта рисовальщика" - плодовитость. Она же стала ключевой в эпизоде "Быки Гелиоса" джойсовского "Улисса". И у Гринуэя, и у Джойса эта тема сопровождается стилизациями под великих предшественников.

Деррида
Французский философ, путеводная звезда деконструктивистов. Его идеи вызывают много споров, но красота стиля принимается практически всеми. Гринуэй несколько раз ссылался на Деррида в своих интервью. Что нетипично для Англии, поскольку здесь царит аналитическая философия, настроенная к Деррида скептически.
Название фильма "Контракт рисовальщика" построено по тем же рецептам, что терминология Деррида: каждое слово имеет несколько значений из различных областей человеческого знания и опыта. Draughtsman - это не только рисовальщик. С равным успехом это слово можно перевести как сквозняк, глоток, закидывание невода, улов, доза лекарства, игра в шашки. Contract означает также заказ, торговую сделку и брачный договор. Представьте варианты перевода "Урожайная сделка", "Сквозняки на заказ", или совсем уже странный (но точно ухватывающий суть того, что творится на экране) "Брачный договор по употреблению лекарств". Раз уж речь зашла о лекарствах, следует напомнить термин Деррида "фармакон". Помимо всего прочего это слово означает яд, который лри неверной дозировке может обернуться лекарством.

Делез
Еще один философ, законодатель интеллектуальной моды из Франции. Подвел теоретическую базу под вспыхнувшее в 80-е повальное увлечение барокко в книге «Складка. Лейбниц и барокко». Написал несколько работ на стыке искусствоведения и философии. В конце жизни мечтал оставить философию и полностью посвятить себя живописи. Подобная переориентация характерна для концептуализма, хотя сам Делез концептуалистом не был.


Караваджо
Гринуэй настаивает, что визуальные решения "Контракта рисовальщика" отсылают к Караваджо. Между тем, Караваджо прославился привычкой погружать подавляющую часть полотна в непроглядную темень (т.н. тенебризм). У Гринуэя темных кадров относительно мало. Да и в тех герои напудрены и разодеты сверх всякой меры, тогда как у Караваджо на изображенных телах нет ничего лишнего. Это неожиданное несоответствие расхожего приема с неподходящей натурой порождает ощущение захламленности нависающей по краям темноты. Персонажи Караваджо загадочны своей живостью, персонажи Гринуэя - своей мертвенностью. Кроме того, с "Контрактом рисовальщика" Караваджо сближает мотив плодов и фруктов. Как известно, в молодости Караваджо написал немало корзин с фруктами. Именно эти картины усиленно скупались кардиналом, что заставило искусствоведов искать потаенные смыслы в символике плодов (не мог же тонкий ценитель прекрасного, каким был кардинал, просто так скупать изображени корзин с фруктами). В "Контракте рисовальщика" плоды также переполнены символикой: сливы - символ распутсва, ананас - гостеприимства, гранат - той крови, что связывает нас с миром мертвых.

Феллини
Фильм Феллини «Казанова» Гринуэй показывал съемочной группе перед началом работы над «Контрактом рисовальщика». У Феллини великий любовник представлен творческой личностью, которая никак не может заставить относиться к себе всерьез. Какая наука, когда всем нужен только секс? Это роднит Казанову с Нэвиллом. Герой Гринуэя тоже считает себя творцом, но нужен нанимателям, главным образом, как мужчина. Позже Гринуэй снял фильм «8 ½ женщин», название которого отсылает к картине Феллини «8 1/2». Феллини ценят за глубокое философское содержание, но Гринуэй считает его в первую очередь непревзойденным изобретателем формы.

 

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.