Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Гуманизм в обратной перспективе

Мария Гросицкая, специально для ДК | Опубликовано: 09.10.2012

И все-таки Френсис Форд Коппола остается одним из самых больших гуманистов от кинематографа. Его любовь и уважение к человеку, как к существу, наделенному правом на жизнь, свободу и счастье, приобретала порой парадоксальные формы. Харизматичные доны, потерявшийся в хаосе войны солдат, сумасшедший военачальник, специалист по подслушиванью, уличные хулиганы - герои всех выдающихся лент Копполы далеко не однозначны. Однако всех их объединяет «человеческое, слишком человеческое». Потому что Коппола делает кино про Человека и только про него.

Гуманизм в обратной перспективе

Человек в фильмах Копполы функционирует в мире не менее сложном, чем тот, который ежедневно нас окружает. Множество сюжетных перипетий, внимание к бытовым деталям (однако без их намеренного акцентирования), тщательная прорисовка характеров даже второстепенных персонажей – все это создает тот масштаб, за который Копполу величают мастером эпоса. Но этот эпос отсылает нас не к античности, а к эпохе ренессансного гуманизма, когда в человеке вдруг увидели центр вселенной и потребовали от него соответствовать своему статусу. Герои Копполы неоднозначны, но наделены величием. Две ипостаси Марлона Брандо - полковник Куртц и дон Вито Карлеоне - оба предстают властителям империи «по ту строну добра и зла». Коппола подчеркивает, что в безумном мире Куртца отсутствует понятие морали, а во вселенной Крестного Отца мораль заменяется на законы клана, регулирующие в том числе и этическую сторону. Эта аморальность не отдельного человека, а целой самодостаточной вселенной. В фильмах она предстает испытанием на прочность, иначе говоря - лакмусовой бумагой, которая выявляет внутренний конфликт героев, высвечивает рождение или смерть Человека в человеке. Не за это ли Копполу приветили на Каннском фестивале, вручив Золотую Пальмовою Ветвь сначала «Разговору», а спустя пять лет «Апокалипсису сегодня»? Европе идея гуманизма близка гораздо больше, чем Америке, которая часто ставит знак равенства между словами «человек» и «американец». Уже одно итальянское происхождение помогло Копполе избежать подобного однобокого подхода. Режиссера отличает великодушие, широта взгляда на человека вообще.

Фильмы Копполы разбиваются на две группы по принципу «войны и мира». Двумя полюсами мирного и военного пространства становятся «Апокалипсис сегодня» и «Крестный отец». Разумеется, в трилогии о клане Карлеоне все далеко не безоблачно, и смерть витает над многими членами этого темпераментного семейства. Тем не менее, акцент в фильме безусловно сделан на жизненный процесс, отсюда и внимание к деталям повседневного обихода (не последней важности деталь – оружие), к повседневности как таковой (хоть она и включает в себя убийства). В то время как «Апокалипсис» развивает тему смерти и умирания: три часа сознание крошится, как мраморная глыба, чтобы под конец рухнуть на проклятую землю одновременно с жертвенной коровой. Разница в постановке главного вопроса заметна с первых же кадров: «Апокалипсис» начинается со взрывов под музыку The Doors, «Крестный отец» - с семейного торжества. Однако «Отцом» и «Апокалипсисом» темы войны и мира в творчестве Копполы не исчерпываются. Еще два фильма, о которых вспоминают существенно реже, на своем уровне развивают те же темы: «Сады камней» и «Пэгги Сью вышла замуж». «Сады» открываются видом кладбища, «Пэгги» - подготовкой к юбилейной встрече выпускников. Эти два фильма, выпущенные «Другим Кино», помогают лучше изучить механизмы, которые работают в более масштабных фильмах Копполы.

В «Садах камней» бессмысленность войны показана почти в анекдотической форме – с точки зрения членов «Старой Гвардии», которые отдают последние почести погибшим во Вьетнаме солдатам на Арлингтонском Национальном Кладбище. Главный герой, новобранец Джеки Уиллоу, наделен редкостным идеализмом и все время стремится вырваться из «теплого местечка» во Вьетнам, предпочитая безопасной жизни исполнение воинского долга. Его старший товарищ (именно товарищ, так как субординация на кладбище соблюдается весьма условно), сержант Хазард, пытается отсрочить встречу юноши с войной. Он сам прошел Вьетнам и был с почетом демобилизирован, чтобы до смерти командовать торжественными похоронами. От такой работы Хазард (Джеймс Каан) постепенно сходит с ума. Хотя действие развивается в условиях гражданки, герои фильма живут как будто в тени войны, чувствуя ее смертный холод. В «Садах камней» 1987-ого года до нас доносятся отголоски последних слов полковника Куртца: «ужас… ужас…»

«Пэгги Сью», в отличие от сугубо мальчишеских «Садов», - фильм для девочек: трогательная мелодрама о том, что любовь можно вернуть, если самой вернуться на 25 лет назад и вспомнить, какой она была в школьные годы. Если в «Садах камней» Коппола задается вопросом о цене человеческой жизни, то в «Пэгги» его интересует цена любви. Используя почти исключительно женский актерский ансамбль (Кэтлин Тернер, Джоан Аллен, Хелен Хант), куда очень даже вписывается юный Кейдж, Коппола воскрешает любовь Пэгги Сью – женщины, которая неудачно вышла замуж за своего одноклассника и теперь, спустя годы, стоит перед угрозой развода. Не изменяя своей реалистической манере, Коппола дарит героине немного волшебства. Фильм, как и женщину, это только украшает.

«Пэгги» выдает в режиссере, который снял серию суровых эпопей, душу романтика. В 1983-м году в черно-белый фильм, полный меланхоличных фантазий, Коппола выпустил двух цветных рыбок. В 1992-м году от приближения вампира у него картинно увядали розы, но добро должно было победить. Романтика набирала обороты. Для великого режиссера это означало начало конца. Свое самое веское слово Коппола сказал в 1970-х, начав с отмеченного Оскаром сценария к «Паттону», продолжив «Разговором» и парой «Крестных отцов» и закончив «Апокалипсисом сегодня». Возможно, испытания, которые выпали на долю режиссера при съемках последнего, не прошли даром. Возможно, глубже в ад некуда было опускаться. Так или иначе, с годами Коппола стал позволять себе быть все проще, а его любовь к человечеству принимала все более примитивные формы, хотя блестящей техникой его фильмы отличались независимо от года создания. Произошло то, что не могло не произойти после «Апокалипсиса» - некое отлучение режиссера от искусства. Потому что после кошмарной империи полковника Куртца никакого искусства просто не может существовать, как не было его после Аушвица, по мнению Теодора Адорно. Отсюда и прагматическая направленность, которую приобрела деятельность Копполы уже к 90-м, когда он стал заниматься почти исключительно продюсированием и создал журнал «Zoetrope All Story», помогающий взять разбег молодым режиссерам и сценаристам: словно уступал им дорогу.

Мастер многоуровневых композиций, в которых каждая мелочь обоснована и находится на своем месте, Коппола в своем творчестве раскрыл две основные темы: тему жизни и тему смерти. Любые другие темы рядом с этими двумя выглядят ничтожно, вот в чем проблема его последующих картин. Однако существует нюанс, связанный с пресловутым гуманизмом режиссера, который в 98-м году в интервью журналу «Искусство Кино» на полном серьезе пророчил, будто в скором времени человечество обретет достаток во всем, люди перестанут гнаться за наживой и займутся искусством. В самых сильных своих фильмах Коппола прикоснулся к сокровенной правде жизни, поднял на поверхность амбивалентность человека и порочность многих его устремлений. А потом стал шаг за шагом отходить от открывшейся ему истины, затушевывать откровение, растаскивать его на более узкие темы, пока не наснимал еще штук пятнадцать фильмов, ни один из которых по мощи не мог приблизиться к «Апокалипсису» и первым двум «Крестным отцам». Измельчание и романтизм – цена, которую режиссер заплатил за то, чтобы после рокового приговора «Апокалипсиса» оставить зрителю надежду. Потому что правду о человеке можно сказать только раз. А после этого пора перестать говорить и начать с этим человеком уживаться – процесс, имеющий к искусству уже посредственное отношение.

 

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.