Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Мая не будет...

Вадим Агапов, специально для ДК | Опубликовано: 09.10.2001

Сценарист Константин Мурзенко, памятный киноману по культовым «Мама не горюй» и «Тело предано земле, а старший мичман будет петь», а широкой публике – по роли Фашиста во втором «Брате», снял свой первый фильм в качестве режиссера. Название – «Апрель».

Мая не будет...

Ленту ждут так давно, что она успела обрасти кучей слухов. Говорили, что в ролях авторитетов снимутся певец приблатненного русского шансона Михаил Круг и звезда рок-нуара Сергей Мазаев; что снимали еще Кристину Обракайте, но потом вырезали; что бандиты пойдут на дело в игрушечных масках как в «Убить Зои»; что стильной тенью мелькнет неизменно туманная Рената Литвинова; что некоторые эпизоды могут рассердить церковь; что часть действия – как в «Большом Лебовском» - развернется в кегельбане; что для пущего напряжения перестрелки снимут дрыгающейся «догматической» камерой, а за философскую основу опять возьмут – как в «Псе-призраке» Джармуша – самурайское искусство смерти. Короче, из всего этого вырисовывается вполне конкретный наш ответный удар Тарантине.

Такие ожидания способны навредить любой картине (в том числе и самого Тарантино: «Джеки Браун» недооценили как раз из-за того, что он был снят не по правилам «Криминального чтива»). И хотя слухи не оказались ложью (всё перечисленное –правда!), опасность есть. Проблема в том, что всё вышеизложенное «богатство» – не самое большое достоинство фильма! Более того - главное-то как раз можно и пропустить без подготовки. И даже – при первом просмотре - принять за изъян! За шальной пальбой, фирменным мурзенковским «базаром» и оторванными разборками можно легко прохлопать то новое, что приходит в российское кино вместе с «Апрелем». А между тем дебют Мурзенко – реально прорыв. И не просто куда-то. Он может стать «буревестником» отечественного нео-нуара.

Отход от клиповой эстетики

Ожидание клиповой манеры формируется моментально при перечислении вышеизложенных особенностей фильма. А фига! Никакого MTV. Нео-нуар берет как раз неспешностью. Главные события разворачиваются в головах персонажей, и нужно время, чтобы по мимике, жестам и поступкам догадаться, что за каша там варится. Этим, кстати, объясняются необычные нео-нуаровские саундтреки. В «Перевале Миллера» Коэнов лейтмотивом проходит мелодия, по спокойствию достойная какой-нибудь Enya, самый жесткий эпизод «Простой крови» сопровождается издевательской румбой из радиоприемника. В саундтрек «Апреля» Мурзенко не стал нарезать хиты последних десяти лет, как это делают в целях быстрой и безотказной раскрутки («На игле», «Брат-2»), а заказал оригинальную музыку Данилу Калашнику (ему за это дали приз в Выборге). Выполнена она, между прочим, в тональности easy-listening, потому что для предложенной автором игры взвинчивать зрителю нервы необязательно. MTV можно смотреть и дома. Зрителю неонуара важно включать на третью скорость не глаза, а мозг.

Можно, конечно, заподозрить авторов в непрофессионализме: мол, клипчик-то снять хотели, но не умеют «делать как надо» - вот и не получилось (примерно в том же обвиняли «Ромео, истекающего кровью» Питера Медака, который сознательно «испортил» забойный сценарий, чтобы сделать культовый нео-нуар). В случае с «Апрелем» все эти наезды не катят хотя бы потому, что оператор Максим Трапо наснимал уже порядка 30 клипов (в том числе Найку Борзову и «Дискотеке Авария» - куда уж клиповее).

Второстепенные персонажи

Их нет. И не только потому, что в эпизодах – звезды (Лазарев-мл., Литвинова, Круг…). Прием известен со времен Хичкока, но не всегда срабатывает (Джигурда, например, мелькнул бандитом в «Тонкой штучке», Буйнов – в «Хороших и плохих»). У Мурзенко прием работает, потому что персонажи не только хорошо прописаны, но буквально впечатаны в контекст фильма. Это вообще крайне характерно для неонуара: когда главных героев нет, любая мелкая сошка может махом изменить всю расстановку сил. Вспомните гомосексуального Минка в исполении Стива Бушеми в том же «Перевале Миллера»: светится на экране меньше минуты, а врезается в память навсегда. Да и сам Мурзенко после своего Фашиста до сих пор раздает автографы.

Виртуальный сленг

Нео-нуар отличается от классического тем, что здесь всё чуть-чуть не всерьез. Либо фильм сознательно стилизован под тридцатые, либо черного юмора гораздо больше, чем трагизма и т.д. Идет игра с жанром, зачастую очень тонкая. На западе это обусловлено общей постмодернистской ситуацией. У нас – скорее низким качеством бандитских фильмов. В реальность мафиози из русских фильмов поверить трудно. Повышать убедительность можно либо доскональным изучением криминальной среды (к тому же быстроменяющейся), либо нарушая стандартные ожидания, выворачивая клише.

Мурзенко пользуется разными приемами, некоторые из них обнаруживаются не сразу. Но то, что схватывается моментально – это особый жаргон. Герои «Апреля» общаются на причудливой смеси молодежного, блатного и новорусского сленга с вкраплениями оригинальных авторских неологизмов. Поэтому такая речь любому кажется до боли знакомой, но до конца непонятна никому. Явно так и задумывалось. (Совет: обращайте внимание на детали и поведение, не ждите подсказок от героев).

Псевдо-мискастинг (якобы неправильный подбор актеров)

Герои неонура не выпячивают свою крутизну. Часто вас не оставляет ощущение, что на важном месте оказался не тот человек. Слишком мягкотелый, неконкретный какой-то. Например, в «Обычных подозреваемых» вместо погонь за демоническим Кайзером Сози полициейские тратят время на допрос какого-то хромого ханурика. И только в конце фильма мы узнаем, что именно он и был главарем. Кстати, эта роль прославила Кевина Спейси, на которого так похож Евгений Стычкин, сыгравший Апреля. Традиция идет от нуара: Хэмфри Богарт тоже не вписывался ни в какие голливудские рамки. И что же? Полистайте рейтинги самых сексуальных мужчин ХХ века.

Обманные ходы

Как и положено в нуаре, каждая мелкая сошка интригует против всех. Эти интриги переплетаются, все планы рушатся или развиваются по самому непредсказуемому сценарию. На этом держатся хиты братьев Коэнов («Просто кровь», «Дикие штучки» и «Фарго») и, конечно же, «Бешеные псы» Тарантино. У последнего на и без того запутанные сюжетные ходы наслаиваются дополнительные режиссерские пируэты (вспомните эпизод, в котором Тим Рот рассказывает копу, как его тренировали травить байку про сумку наркоты в мужском туалете), из-за чего виртуальность происходящего возводится в ту степень, когда контроль над ситуацией теряют уже все. У Мурзенко подобные наслоения – норма. Первое покушение Апреля по числу виртуальных пересечений стоит вполне на уровне тарантиновских наворотов. Но зачем они? Без этого никак нельзя? Можно. И в этом их особенность! Вы ничего не потеряете, если не заметите их или не поймете: нить сюжета от вас не ускользнет (если вы ее поймали). Зато они не дадут скучать при повторных просмотрах: вы обязательно откроете для себя что-то новенькое…
 

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.