Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Мистерии Орсона Уэллса

Александр Павлов, специально для ДК | Опубликовано: 20.09.2013

Благодаря «Гражданину Кейну» Уэллс прочно вошел в число легенд мирового кино. Тем не менее, поздние картины Уэллса известны узкому кругу людей. Слишком своеобразен и тернист оказался путь этого своенравного художника, никогда не искавшего легких решений. Даже актерский успех не помог Уэллсу стать традиционной звездой.

Мистерии Орсона Уэллса

Последняя работа Уэллса может поспорить с яркими лентами начального этапа карьеры. Полностью ее название переводится как «Ф значит фальшивка». Как тут не вспомнить недавний опыт братьев Вачовски «В значит Вендетта». Тем более, что объединяет их не только название. Страсть к мистификации, тяготение к «обманке» (не путать с обманом!) – вот главная черта позднего Уэллса, который говорит неизменно говорит со зрителем на современном языке.

Путь вниз

Есть мнение, что человек, которому все дается легко, вряд ли достигнет подлинного величия. И напротив, трудности растят победителей Звучит правдоподобно. Однако если сопротивление окажется слишком велико, человек может сломаться и прекратить борьбу. Кажется, Орсон Уэллс попал как раз в эту несчастливую категорию… В каждом из начинаний Уэллса постоянно преследовали неудачи. Его собственные картины не были успешны с коммерческой точки зрения. Для того, чтобы наскрести средства на собственные авторские проекты, Уэллсу приходилось, что называется «размениваться по мелочам»: сниматься у других режиссеров в самых неподходящих ролях. Признания на режиссерском поприще он так и не добился. Во всяком случае, в США.
Здесь, конечно, можно было бы возразить и вспомнить «Гражданина Кейна». Фильм, который преследовала вереница неудач и скандалов. Сегодня, когда все дружно восхищаются «Кейном», никто уже не вспоминает, какие трудности пришлось преодолеть Уэллсу, чтобы завершить работу над этой картиной. Что касается признания, то фильм получил лишь одного «золотого истуканчика» и то за сценарий, что, конечно, объясняется непомерной завистью голливудской братии к дерзкому «мальчишке» (на момент съемок «Гражданина Кейна» режиссеру было всего 25 лет). Что сделал Орсон Уэллс, кроме «Гражданина Кейна»? Даже большой любитель кино сегодня с трудом вспомнит другие картины. Вспомнит без энтузиазма, поскольку им не сопутствовала никакая «глянцевая» история, в которой безотчетно заинтересованы в наши дни даже «серьезные» любители кино. Несколько экранизаций Шекспира, «Процесс» по Кафке, «Чужестранец», «Печать зла», - всем этим работам далеко до нестерпимо яркого дебюта, пусть они и украсили бы собой любую другую фильмографию. Почти все творчество Уэллса можно было бы охарактеризовать как «путь вниз». Особенно в том, что касается актерских работ.

«Странно, что мы встретились»
 
Действительно ли Уэллс вошел в историю кинематографа лишь как режиссер, продюсер, сценарист, исполнительной главной роли «Гражданина Кейна»? Ведь ни одна из его более поздних картин так и не была признана кинематографическим истеблишментом. Спустя много лет устыдившиеся своей злобы академики дали ему «Оскара» «по совокупности заслуг», а не за что-то конкретное.
Нельзя забывать, что бывали судьбы и похуже. Например, у ровесника Уэллса, вообще не признанного при жизни и вдобавок решительно бездарного Эда Вуда-младшего. Он и мечтать бы не мог о том, чтобы сравнить свой самый лучший фильм с самым худшим фильмом Орсона Уэллса. Тем не менее, сегодня Вуд считается культовым режиссером, куда более «стильным», чем Уэллс. И все благодаря панегирику Тима Бертона… Между прочим, Бертон в своей оде «худшему режиссеру из всех возможных» не случайно сталкивает лицом к лицу двух этих персонажей в тот самый момент, когда Вуд снимает свой главный «шедевр» «План 9 из открытого космоса». Отчаявшись, изнемогая от давления продюсеров, разъяренный Вуд бежит со съемочной площадки, заходит отсидеться в каком-нибудь кафе и встречает Орсона Уэллса.
В тот самый момент Уэллс работает над сценарием «Дон Кихота», переписывая его в третий раз по прихоти продюсеров (как известно, этот фильм так и не был завершен Уэллсом при жизни; картину за него доснимал Джесс Франко). И тогда Эд Вуд понимает, что не он один сопротивляется внешним обстоятельствам и колоссальному давлению продюсеров. Уэллс благословляет Вуда на съемки его самого «гениального» фильма и добавляет, что тот «работает на себя, а не на чужого дядю».
Сходство двух мастеров не могло остаться незамеченным. Казалось бы, Уэллс, создав один из шедевров мирового кино, мог не беспокоиться о будущем. Однако мы узнаем, что ему, молодому гению, приходилось ублажать голливудскую братию и водить ее за нос. Этой встречи, скорее всего, никогда не было на самом деле. Но благодаря фантазии Тима Бертона мы восхищаемся убогим «Планом 9…» не меньше, чем рафинированным «Гражданином Кейном».

Возвращаясь на круги своя

Древнегреческий философ Гераклит говорил: «путь вверх и путь вниз – одно и то же». В конце жизни Уэллс снял едва ли не важнейший фильм. «Фальшивке» суждено было стать последним из множества проектов, которые Уэллс начинал, но не мог завершить из-за финансовых неурядиц. Здесь мастер вернулся к к жульничеству, которому, в сущности, посвятил «Гражданина Кейна». К тому же, в «Фальшивке» он сам упоминает одну историю из ранних лет своей жизни. Оставшись без матери, а впоследствии и без отца, Уэллс отправился на поиски счастья в Ирландию. Юношей шестнадцати лет, потратив все свои сбережения, он пришел в один из театров, где бессовестно солгал о том, что является театральной звездой. По непонятной причине его приняли в театр – проверить было сложно, а выглядел Уэлсс вполне убедительно. Забавно, что спустя десятилетия после этого эпизода он продолжал наивно хвалиться удачной мистификацией, хотя и тогда было ясно, что просто в том театре работали неглупые люди, разглядевшие талант в безвестном юноше.
Другим успешным «надувательством» Уэллса стала его прославленная радиопостановка «Война миров», настолько убедительная, что ввергла в панику изрядную часть аудитории. «Гражданин Кейн» тоже был в некотором роде мистификацией. Современники не поняли, как относиться к этому двусмысленному рассказу о медиамагнате, чьим прототипом послужил Уильям Херст, тотчас же объявивший Уэллсу войну.
Пока Уэллс фальсифицировал кинематограф, то был на коне. Когда же он отказался от «фальшивки» и принялся играть по-честному, то не выдержал конкуренции. К концу жизни, усвоив уроки судьбы, Уэллс догадался, в чем суть дела, и решил снять фильм, полностью посвященный фальсификации…

Ф значит фальшивка, У – значит Уэллс…

«Фальшивка» вышла в 1975 году. Питер Богданович, принимавший участие в работе над картиной, назвал ее «документальным эссе». Впрочем, «документальным» оно было лишь отчасти. Вымысел, ирония, фантазия, зачастую банальная ложь – вот о чем эта картина Уэллс рассказывает и показывает, документирует и выдумывает, гримасничает и дразнит. «В течение часа я не расскажу вам ничего кроме правды», - говорит он. И вдруг заявляет в финале: «Все это чистая ложь!». «Как же так!» - восклицает зритель. Однако Уэллс успокаивает: «Я лгал лишь в конце, в течение часа я не говорил ничего, кроме правды». Но в чем заключается эта правда Уэллс? Это рассказ о самом гениальном фальсификаторе современного искусства Элмире и его биографе, попытавшемся надуть своего подопечного, но был им жестоко обманут. Уэллс завершает свое эссе виртуозным рассказом об одном венгерском мастере, что рисовал картины Пабло Пикассо еще при жизни художника. Все это Уэллс перемешивает (но не взбалтывает!) с собственной биографией, примерами из истории кино и искусства.



Виртуозный монтаж, удачная музыка и гармоничное развитие сюжета не просто оставляют благоприятное впечатление от просмотра, но вдохновляют на размышление. Эту ленту, в отличие от других картин Орсона Уэллса, без опаски можно поставить в один ряд с «Гражданином Кейном». Если хочешь снимать хорошие фильмы, делится с нами Уэллс, ты должен жульничать. Как, кстати, жульничал Эд Вуд на съемках «Плана 9 из открытого космоса» – с нарезками кадров, на которых запечатлен Бела Лугоши. Как, собственно, жульничают США в мировой политике и экономике. «Мы профессиональные лгуны, - заключает свое документальное эссе Орсон Уэллс. - Пытаемся служить правде. Это называется одним напыщенным словом: искусство».

 

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.