Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Звезда социального кино

Опубликовано: 24.09.2008

В недавно стартовавшей коллекции Пьера Паоло Пазолини вышел магистральный для послевоенного итальянского кино фильм «Мама Рома», хронологически расположенный точно посередине между «Римом, открытым городом» Росселини и «Римом Феллини». Во всех трех картинах идет речь о женской природе Вечного Города, и Анна Маньяни выступает ее персонификацией. Это уникальный случай – когда роли актрисы не просто выстраиваются в непроизвольный биографический сюжет, а сознательно отсылают друг к другу в творчестве ведущих мастеров очень разных направлений национального кинематографа. Как будто они все договорились считать одну актрису символом Рима, чуть ли не Капитолийской волчицей. Есть, впрочем, у дарования Анны Маньяни и другая сторона, раскрытая Висконти в фильме «Самая красивая». Он тоже скоро выходит в коллекции ДК.

Звезда социального кино

Великая итальянская актриса Анна Маньяни родилась сто лет назад, 7 марта 1908 года. Согласно общепринятой версии, это произошло в Египте, и Рим, главный город своей жизни, она увидела только в возрасте пяти лет. Сама Маньяни утверждала, что родилась все-таки в Риме, там же училась в школе, а на курсах декламации начала профессиональную карьеру – в качестве театральной актрисы. В кино дебютировала в 1941 году в фильме Витторио де Сики «Тереза Пятница». С программного фильма Роберто Росселини «Рим – открытый город» (1945), в котором она сыграла участницу Сопротивления, эпоха итальянского неореализма не только началась, но и обрела лицо Анны Маньяни. Уже после смерти актрисы газета «Каррьере дела сера» отмечала, именно благодаря игре Маньяни в этом фильме итальянцы смогли реабилитироваться перед остальным человечеством за свое участие в фашистской авантюре, ибо Маньяни удалось показать хорошие качества простых итальянцев. Это современный зритель может капризно выбирать – ласкают или не ласкают ему глаз фильмы неореалистов, хочется или не хочется ему вникать в социальные проблемы более чем полувековой давности. А итальянские власти, когда к концу 1940-х годов улучшилась экономическая ситуация в стране, пришли к выводу, что кинематограф, сосредоточившийся вокруг социальных проблем и невзгод маленького человека, наносит ущерб престижу страны за рубежом. В 1949 году был принят закон, ограничивающий прокат фильмов с острой социальной подоплекой. Однако «экономическое чудо», как выяснилось, не решает социальных проблем, а только по-иному высвечивает их.

В 1962 году Пьер Паоло Пазолини, тогда еще молодой режиссер и все еще убежденный коммунист, пусть и крупно повздоривший с партийным истеблишментом, приглашает Маньяни на главную роль в фильме «Mamma Roma». Мама Рома – прозвище главной героини, которая пятнадцать лет зарабатывала проституцией, чтобы вывести в люди единственного сына, жившего без присмотра в деревне и едва умеющего читать и писать. О возросшем благосостоянии итальянского народа в фильме свидетельствуют новостройки Рима, населенные самым разным людом – от торговцев овощами до владельца ресторана Последний, кстати, героиня завистливо именует «дорогим», хотя, похоже, он таковым и не является. Слишком очевидна иллюзия, что путь в более высокий социальный слой лежит через пользование определенными благами и удобствами или через приближение к чужому богатству (тому же ресторану), а не через инструменты достижения благ – учебу и работу, например.

Замысел Пазолини шире, чем крушение чьих-то индивидуальных надежд. Неспособность встроиться в чуждую социальную структуру – это еще полбеды. Для русского сознания ключевая метафора может быть не очень понятна: у нас Рим – «он», нам не представить его в виде женщины. «Mamma Roma» - это как если бы в отечественном фильме у девушки из московского «эскортного агентства» или «массажного салона» было прозвище Москва, и речь шла о ратном любовном труде и его последствиях. Тогда и возник бы вопрос, на что же автор намекал, давая проститутке имя столицы. Анна Маньяни – не просто лучшая выразительница «души Рима». Ее мама Рома – даже не столько синьора Гарофоло, сколько персонификация Рима в целом. История матери и сына – не просто история маленьких людей, заблудившихся в дебрях «экономического чуда» в поисках лучшей доли. Если бы это было так, фильм касался бы только одного социального слоя, а у всех остальных, может быть, будил бы на мгновение совесть и тут же утешал неумолимыми статистическими данными. Но раз уж страдает и не находит пути сама мама Рома, то перед нами - метафора жизни всего народа. Героиня рассказывает клиентам то одну историю своего неудачного замужества, то другую. Вроде как муж строил комфортные дома для рабочих по указанию Муссолини, а настроил трущоб, а вроде как был вором – сыном и внуком воров и нищих. И та, и другая история является правдой. Чем жил великий город последние десятилетия? Проституцией. В том числе и потому, что уже однажды купился на посулы Муссолини, погнался за красивой жизнью. В этом смысле – какая разница, какое правительство стоит у истоков очередной социальной иллюзии? Проституция ради чего? Ради того, что в нашей отечественной традиции назвали бы «счастьем грядущих поколений». Однако какое поколение выросло? Стоили ли великие жертвы того, чтобы быть принесенными? Следует остановиться и оглянуться, потому что после всех страданий и жертв, всех упований и всех радостей современной цивилизации Риму остается только хоронить своих детей. Сам он, конечно, город вечный и умереть не может, как не может умереть главная героиня: купол св. Петра возвышается над кварталами однообразных новостроек, а неустроенное, как прежде, поколение, предается разврату среди античных руин.

Для отечественного зрителя со стажем европейское социальное кино – зрелище привычное, потому что в советский период охотно допускали в прокат фильмы, в которых изобличалась власть капитала и страдания «маленьких людей». Это вовсе не противоречило глухоте отечественного кино к настоящим проблемам и чаяниям простых советских граждан. Может, коммунист Пазолини и хотел вынести обвинение бездушному мира капитала, что вышвыривает из своих рядов любого, кто не способен когтями и зубами бороться за жизнь. Однако годы спустя история синьоры Гарофоло и ее сына Этторе смотрится как экскурс в неистребимую психологию люмпена, обвинение не столько богатству, сколько упорной бедности, материальной нищете, которая есть причина и следствие нищеты духовной. Мать виновата ничуть не менее, чем сын, потому что и она не знает законного пути к преуспеянию и не способна научить ничему хорошему. Некоторые социальные язвы лечит только время, да и то не до конца, и трагедия «маленького человека» в том, что главная причина всех его несчастий – это он сам.

Некоторое время Маньяни числилась главной актрисой неореализма, которой выпала честь выражать «интересы и чаяния народа». Ее роль в «Самой красивой» Лукино Висконти – лишнее подтверждение искусственности этой конструкции. Фанатичная мать, уверенная в абсолютной гениальности своей дочери и готовая на все ради того, чтобы девочка попала в артистки, тоже весьма красноречива – это собирательный образ городского мещанства, беспощадно показанного аристократом Висконти, искренне полагавшим, что сочувствует «трудовому элементу». Востребованность Маньяни торже оказалась если не мнимой, то временной. Последние годы жизни она провела практически в одиночестве. В «Риме» Феллини (1972) Маньяни сыграла короткое камео. Тогда же появился документальный фильм «Я – Анна Маньяни», запоздало отдающий должное таланту актрисы. И тем не менее, ее смерть 26 сентября 1973 года вызвала большой общественный резонанс, а в день похорон никто не работал. Рим прощался со своей великой актрисой, обладавшей способностью воплотить разницу между тем, что итальянцы хотели о себе знать и тем, каковы они были на самом деле.

Татьяна Шоломова, специально для ДК

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.