Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Неявный протестант

Опубликовано: 30.01.2008

Дистрибьютор признает, что это риск, то есть — благородное дело. Можно утверждать, что с фильмами Майка Ли наш зритель не знаком. Потому что это культовый автор. Культовый и значит — широко известный в узких кругах: киноведы, критики, киноманы. Может, небольшой процент тех, кто шатается по сети и проявляет интерес к незнакомым вещам. Вместе получается довольно внушительная ниша спроса. Британия не боготворит этого немолодого бородатого человека с добрыми глазами. Для этого есть священные коровы, вроде Гринуэя, превратившегося в живую художественную акцию, или — на другом полюсе — Кен Лоуч, не умеющий жить без печали и гнева. Ли просто любят, потому что он лучше других понимает, что значит «Британия». И какой разной она бывает. Специально для «Другого Кино» о Майке Ли рассказал Владимир Лукин.

Неявный протестант

Он родился в 1943 году в семье еврейских иммигрантов. Его детство прошло среди рабочих кварталов городка Селфорда, рядом с Манчестером, что потом скажется на его творчестве - его герои, как правило, выходцы из рабочих семей или представители среднего класса. Его юность пришлась на шестидесятые - эпоху, когда "новые волны" кинематографа накрывали одну страну за другой. Англия не была исключением: "молодые и рассерженные" оглядывались во гневе с экранов кинотеатров и клеймили жизнь, чей вкус был далек от сладости меда. Все эти веяния не могли миновать молодого человека, который в 1960 году перебрался в Лондон, чтобы учиться актерскому мастерству. Впрочем, довольно скоро он переходит на режиссерское отделение и разрабатывает оригинальный способ написания и постановки пьес. Подобно Годару он снимает фильмы на основе сценариев, которые редко превышают две страницы. Подобно Кассаветесу он строит свою работу на импровизации. Именно он открыл кинематографическому миру таких актеров как Тим Рот, Гэрри Олдман и Дэвид Тьюлис.

Он утверждает, что каждый его фильм можно рассматривать как неявный протест против Голливуда. И в то же время он ненавидит, когда его называют "артхаусным" режиссером. Ему чужды формалистские эксперименты независимого кино, для него в первую очередь важна реальность, правда жизни. Кино должно стремиться к документальности, говорит Майк Ли. Документальность он понимает не как простую стилизацию под кинохронику, но как, в первую очередь, безусловную веру режиссера в то, что он снимает, тщательное продумывание всех деталей мира, воссоздаваемого на экране. Подобная установка наделяет изображаемое особой витальной силой, поэтому даже самые вычурные и извращенные персонажи Майка Ли (как, например, в "Сладостях жизни" - своеобразном цирке уродцев) воспринимаются зрителем как соседи по лестничной клетке.

Свои фильмы он снимает в тесном сотрудничестве с актерами. Как правило, у него не бывает готовых историй, лишь несколько набросков. Он подбирает команду и уже потом, подобно искусному портному, подгоняет каждую роль под конкретного актера. В свободных импровизациях постепенно кристаллизуются характеры персонажей, диалоги, фабула фильма. И прежде чем оператор возьмется за камеру, проходит не один месяц. Главный принцип - создавать людей не такими, какими они должны бы быть, а такими, какие они есть. Его кинематограф острокритичен, колюч, и для обывателя - в силу того, что высмеиваются его пороки - невыносим. Майк Ли мог бы по праву заслужить титул Джонатана Свифта от кино.

Его дебютный фильм "Унылые мгновения" ("Bleak Moments") вышел еще в 1971-м. Но очень долгое время Майк Ли был практически неизвестен в кинокругах, так как работал для Channel 4, чисто телевизионной компании. Ситуация изменилась в конце 1980-х, когда Channel 4 стал выпускать свои фильмы в широкий кинопрокат. О Майке Ли заговорили за пределами Британии, популярность его росла, и в 1993 году за свой фильм "Обнаженная" ("Naked") он получает в Каннах заслуженный приз за лучшую режиссуру. В "Обнаженной" Майк Ли предпринял, пожалуй, самую отчаянную атаку на фальшивые ценности закостенелого британского общества. Джерри (Дэвид Тьюлис был награжден в Каннах как лучший актер) - бродяга, изгой, непризнанный гений, короче, классический анти-герой, который волей обстоятельств приезжает из Манчестера в Лондон - якобы навестить свою бывшую подругу (на деле же - скрыться от мести ревнивца, девушку которого он пытался изнасиловать). Его нрав необуздан, манеры брутальны. Людям, с которыми он сталкивается, он неизбежно приносит зло; их ждет после встречи с ним хаос и разлад. Обнажая пустоту и автоматизм человеческого существования, он одновременно оголяет и собственное ущербное естество, способное породить лишь сардоническую и колкую усмешку, но никак не решительное действие. В своих путешествиях по лондонским трущобам он похож на Орфея, спустившегося в ад, и уже не поющего, а лишь изрыгающего проклятия в сторону мира, которому он предрекает близкий конец. А может, его прообраз — Одиссей, потерявший надежду на возвращение (да и желание: Манчестер — все-таки не Итака). Случайные "цирцеи", чьи дома служат ему прибежищем на ночь, в лучшем случае могут ему предложить тарелку бобов или пачку книг, которые он поутру тайком засовывает в свою сумку, прежде чем навсегда скрыться. В этой стране страждущих и отчаявшихся у Джонни есть своеобразный двойник — молодой преуспевающий яппи Джереми, главное развлечение которого на досуге — извращенные утехи с девицами из социальных низов. Джонни тоже груб с женщинами (Майка Ли после этого фильма тут же обвинили в шовинизме), но его садизм — лишь ответная реакция на отчаяние и одиночество, тогда как насилие Джереми — это насилие общества над отдельным индивидом, незащищенным и беспомощным.

Майк Ли говорил, что все его фильмы посвящены семье и "Обнаженная" — не исключение. Это заявление не будет выглядеть абсурдным, если учесть, что family надо понимать не как социальный институт, но как сообщество, которого, по словам Маргарет Тетчер, в Британии не существует (а тетчеризм был одним из главных объектов критики в 1980-е, в том числе, и в ТВ-постановках Майка Ли). Главный герой тотально одинок, все попытки выйти на связь с миром терпят фиаско и единственное, что его еще держит — это циничное, но не лишенное шарма, чувство юмора. Многое в нем напоминает типичных персонажей французской "новой волны". Как метко подметил Сергей Добротворский, финальный побег хромающего Джонни, отсылает к концовке "На последнем дыхании". Только Ли, в отличие от Годара, приберег своему герою куда более суровую участь — не избавительную смерть, но муки бесконечных блужданий.

"Обнаженная" была во всех смыслах этапной картиной Майка Ли. Она ознаменовала его всемирное признание — не только в узких кинематографических кругах, но и у самой широкой публики. Она подводила итог его предыдущему творчеству и в то же время выводила на новый уровень: конкретная социальная критика здесь была настолько сильна, что, достигнув своего апогея, преодолевала самое себя и придавала фильму общечеловеческое измерение.

В последующих фильмах уже не будет ни такой ярости, ни такой злободневной сатиры. "Тайны и ложь" ("Secrets and Lies", 1996, золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля) рассказывает о поисках чернокожей девушкой своей матери. Картина хоть и посвящена таким, казалось бы, типичным темам Майка Ли, как семья и социальное неравенство, все же высвечивает их с совершенно другой стороны. Став более гуманным к своим персонажам, Майк Ли незаметно превратился из Свифта в Диккенса. По собственным словам, он одновременно пессимист в вопросе о том, куда идет мир, но в то же время оптимист в вопросе о человечестве как таковом. "Тайны и ложь" отмечают его стремление сосредоточиться на более положительных сторонах жизни.

"Карьеристки" ("Career Girls"), снятые в 1997 году, еще сильнее обнаруживают эту тенденцию. Это история о встрече двух девушек спустя годы после совместной учебы в университете и жизни в одной съемной квартире. Фильм, в котором искусно переплетены события этой встречи с воспоминаниями героинь, показывает как прежние маргиналы, чья юность пришлась на конец 1980-х с их нелепой взлохмаченной модой и популярностью The Cure, плавно вливаются в общество и становятся его твердой ячейкой. В этой картине критический пафос практически сведен на нет: Майк Ли наблюдает за своими героями с грустью и нежностью. Впрочем, обращается ли режиссер к какой-либо исторической эпохе (как это было в "Кутерьме" и "Вере Дрейк"), или же он погружен в суету современной жизни, являет ли он сатирическую картину общества или сочувствует своим героям, всегда неизменна одна горькая истина: "Большинство людей на земле совершенно нормальны, и с этим ничего не поделаешь".

Владимир Лукин, специально для ДК

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.