Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Локомотив истории

Татьяна Шоломова, специально для ДК | Опубликовано: 26.10.2007

В ряду блестящих мастеров, составляющих цвет итальянской киноклассики, Бертолуччи более всех склонен к компромиссам и, как следствие, лучше всех усвоил «мировые стандарты» с их высокими бюджетами и отсутствием авангардистских жестов. Бертолуччи – рассказчик житейских историй, чье единственное отличие от основной массы подобных – высочайший уровень подачи материала. В Коллекцию ДК вошли дебют 1962 года «Костлявая смерть» (в России она также известна как «Костлявая кума»), сравнительно поздняя и превосходно – если не слишком – раскрученная лента «Маленький Будда» и, наконец, поражающий своей монументальностью «XX век».

Локомотив истории

Оригинальное название «Novocento» заставляет рассматривать фильм как шутку гения: обещан целый век, а показана только половина, т.к. основное действие завершается в 1945 г. В свое время фильм был сокращен продюсером Гримальди по причине исключительной продолжительности. Авторская версия, восстановленная в 1991 году, и являющаяся фактом современной культуры, продолжается 311 минут. В центре повествования история двух мужчин – хозяина Альфредо Берлингьери (Роберт де Ниро) и крестьянина Ольмо Далько (Жерар Депардье), родившихся в один день в начале столетия. В личные взаимоотношения вмешивается ход исторического процесса, все бурные потрясения, выпавшие на долю Италии в 20-40 годы ХХ века, от проникновения в крестьянские массы социалистических идей до разгрома фашистов. Что бы мы себе ни думали о том, что социализм, возникший и развивающийся как форма самосознания угнетенных масс, в случае победы неизбежно и сам превращается в орудие угнетения, от того, что события происходят в другой точке Европы, классовая борьба в изображении Бертолуччи приобретает вдохновляющий вид (чего стоит простой итальянский крестьянин, наигрывающий на гармошке «Интернационал», плавно переходящий в тарантеллу).

Бертолуччи утверждает совершенно марксистско-ленинскую точку зрения на происхождение фашизма (высказанную, например, Михаилом Роммом в «Обыкновенном фашизме») как следствие неспособности европейского пролетариата захватить и удержать власть: от эпизода, где разгневанный управляющий Аттила собирает пожертвования на создание организации, которая даст отпор распоясавшимся в борьбе за свои права крестьянам, до финальной речи Ольмо: «Фашисты не грибы, они не вырастают за одну ночь. Фашистов придумали хозяева». Если рассмотреть внимательнее историю дружбы/вражды Ольмо и Альфредо, видно, что она не просто длится целую жизнь, но простирается и за ее пределы, и за пределы личных отношений. Они оба родились в один день; по некоторым признакам можно предположить, что в один день и умерли. Возможно, также дружили-враждовали их деды, - уж слишком сложные отношения у хозяина и его работника. Мать Ольмо знает, кто отец мальчика, но не хочет сказать, - то есть, не исключено, что они еще и братья. И истории такого рода длятся веками, из поколения в поколение хозяин и работник борются друг с другом, и верх одерживает, конечно, более активный (до середины ХХ века - хозяин), а в следующем поколении эта дружба-вражда воспроизводится вновь.

Перед нами, таким образом, современная версия близнечного мифа, выдаваемого за историко-социальную аналитику. Не повествование о борьбе классов а, скорее, о чересчур сложном классовом симбиозе, когда угнетенный и угнетатель буквально растут из одного корня и борются между собой, и ненавидят, и обойтись не могут друг без друга. ХХ век внес в борьбу лишь то новое, что теперь уже не хозяин получает всех крестьянских девиц и женщин, всю землю, все доходы и все права: с крестьянами теперь надо делиться землей и правами и, судя по вспышке ревности ставшего хозяином Альфредо, - скоро придется признать за ними и права на всех женщин, включая хозяйских жен. Таким образом, история патриархальных семейных отношений со всей их сложностью и противоречивостью заставляет иначе взглянуть иначе на происхождение фашизма. В пределах фильма его отцом-основателем оказывается пришлый нанятый управляющий Аттила, сексуальный маньяк, который находит счастье и взаимопонимание в объятиях такой же пришлой, сексуально извращенной приживалки Реджины. Получается, Бертолуччи снял кино ради национальной реабилитации. Крестьяне и хозяева, мирно или воюя, сосуществовали много лет. Фашизм создали люди пришлые, не те и не другие: домашние слуги, по-собачьи преданные господам и ненавидящие крестьян, но презирающие и тех и других и страстно желающие сами сделаться господами. Для этого они не жалеют сил, и способны пойти и на уголовное, и на политическое убийство. Не беда, что исторический фашизм возник именно в Италии: важно вовремя и умело подчеркнуть, что он был явлением чужеродным, неизвестно откуда привнесенным (как не известно, откуда появился Аттила), и окончательно разрушил патриархальный деревенский уклад. Поэтому и главная метафора фильма – юный Альфредо, буквально ложащийся под локомотив истории, - перестает быть таковой. В 20-е годы ХХ века можно было думать, что в поезде, богато изукрашенном красными флагами, несется к новой жизни та молодая шпана, которая сотрет хозяев с лица земли. Когда старик Альфредо кладет голову на рельсы в ожидании поезда, уже ясно, что ни в классовой борьбе, ни в индивидуальной драке никто не победил. И делает он это, возможно, лишь за тем, чтобы, подобно отцу и деду, не умереть в хлеву.

 

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.