Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Война побежденных

Татьяна Шоломова, специально для ДК | Опубликовано: 26.06.2007

Все-таки у европейцев была какая-то другая Вторая мировая война, если судить по изображению ее в современном кино. Если для нас правда о войне – это сколько миллионов на самом деле погибло, то для них – были ли правые среди виноватых и виноватые среди правых? «Лили Марлен» Р.В.Фассбиндера - повествование, каких отечественное искусство не знает и знать не может. Одинокий человек перед лицом исторических событий, и рядом – ни партии, ни всего народа, поднявшегося, как один.

Война побежденных

«Раньше думать о родине, а потом о себе» не обязательно, потому что всякое личное решение по личному поводу оказывается в итоге политическим выбором, который никто не сделает за тебя. Всякий, желающий вести свою маленькую частную жизнь, предполагает, что исторические потрясения пронесутся мимо и прогрохочут где-то над головой, ан глядь – он уже внутри водоворота и даже влияет на ход событий, оставаясь одновременно и топливом, и двигателем.

Рассказ о певице Вилли и ее возлюбленном, еврее-миллионере, на первый взгляд обычная и даже местами глуповатая лав-стори: совсем неискушенный зритель видит разлученных влюбленных и мучается только мыслью, будут ли они потом вместе? И этому зрителю, вероятно, дела нет до того, что послужило причиной разлуки. Продвинутый, искушенный потешается над способом, которым проклятые фашисты пытают Роберта Мендельсона, - портретами любимой подруги и заевшей на одной музыкальной фразе песней, даром что в ее репертуаре никакой другой и нет. Но этот продвинутый знает также, что Райнер Вернер Фассбиндер – «историк, описатель, хроникер и критик исторического наследия Германии», что он снял много фильмов со специфическим взглядом на события Второй мировой, и все, о чем он хотел поведать миру, он высказывал, делая главными героинями женщин. Так и Вилли - собирательный образ женщины, ставшей, вместе со своей единственной песней, по личным убеждениям или нет, одним из символов Третьего Рейха. Для художественного обобщения все равно, соответствует ли это действительности, да и много ли в фильме исторической правды (если не считать войны и Белградского радио, сделавшего популярным песню «Лили Марлен»).

Считается, что ее пели по обеим сторонам фронта, что американцы по идеологическим соображениям быстренько перевели ее на английский язык (и, видимо, в память об этом историческом факте, Ханна Шигула в фильме поет попеременно то по-немецки, то по-английски), что вроде бы ее пели даже наши солдаты. Но она так и не вошла в отечественный корпус песен военных лет. О песнях союзников мы знаем крайне мало, то есть вообще ничего, и для нас «Лили Марлен» так и осталась песней врага, сколько бы переводов ни было сделано на русский язык, в том числе и Иосифом Бродским. Быть может, врага любопытного, врага привлекательного, задевающего за живое на исторической дистанции, но от этого не перестающего быть врагом - почти экзистенциальной категорией. История эта, вероятно, глубже, чем представляется на первый взгляд, когда очевидно, что события войны втянут тебя внутрь, хочешь ты того или нет. Фассбиндер показывает, кроме того, как все было не просто. В 1980 г. политкорректность еще не зашла так далеко, как сейчас, и все же - правомерно ли немец позволил себе сказать о евреях, вместо того чтобы мучиться чувством глубокой национальной вины? Влюбленные оказываются жертвами сложной политической игры в целом, а не только фашистов: комитет по спасению евреев способен ломать человеческие судьбы в своих интересах ничуть не хуже, чем гестапо, а чистота крови играет исключительную роль по обе стороны фронта.

Именно задний план, вскользь изображенные события и персонажи придают фильму дополнительные смыслы. Помимо душераздирающего повествования о том, как частное пробивается через все заторы политического, речь идет о жизнеспособности подлинного: все, на что ты претендуешь и считаешь по праву своим, достанется кому-то другому, какие бы доказательства своих прав ты ни предъявлял. Так стало с песней «Лили Марлен», которую на самом деле исполняла певица Лале Андерсон, и именно ее голос грел когда-то сердца солдат по разные стороны фронта. Но песню исполнила Марен Дитрих, и во всеобщей памяти осталось именно это исполнение, а имя Андерсон известно лишь тем, кто уж слишком настойчиво интересуется историей вопроса. Так произошло в фильме с автором песни композитором Стратнером: вся слава досталась исполнительнице, а он превратился в приложение к персонификации боевого духа солдат фюрера. Он претендовал на влияние и самостоятельность, а стал такой же жертвой войны, многие другие. Так стало с юношей Берндтом, который так хорошо замаскировался под преданного слугу Третьего Рейха, что глупо погиб, в конце концов, на Восточном фронте. Так стало и с самой певицей Вилли: она любила Роберта Мендельсона, а он достался красивой, добродетельной, цепкой и скучной Мириам, в жилах которой зато текла «правильная» кровь. Вот что получается: все прогрессивное человечество воевало с фашизмом, а победило нечто серое. Таким образом, история личных отношений немки и еврея на фоне событий Второй мировой оказывается чувствительным ударом по самолюбию победителей.

 

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.