Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

"Призраки Гойи" Милоша Формана

Опубликовано: 10.05.2007

О фильме Милоша Формана «Призраки Гойи» говорили не очень много, хотя это первая работа прославленного мастера за восемь лет. Впрочем, если учесть, что и в девяностые Форман снял только две работы, темп выдерживается. Еще не «сэлинджерское» молчание Теренса Малика, но уж точно не поточное производство. Нельзя сказать, что «Народ против Ларри Флинта» и «Человек на Луне» всех поразили, но мастерство есть мастерство. На старости лет Формана, отмечающего в этом году 75-летие, тянет на байопики, будь то скандальный редактор журнала «Hustler», легендарный стэнд-ап комик Энди Кауфман или – как теперь – великий испанский живописец. Жанр проверенный, к тому же, удобный и вместительный. Подобно тому, как Ларри Флинт понадобился Форману, чтобы показать Америке корни ее ханжества, Франциско Хосе де Гойя используется как историческая мотивировка вымышленного сюжета о любви и предательстве. Градус абстракции явно повысился, причем не без побочных эффектов.

"Призраки Гойи" Милоша Формана

Действие картины «Призраки Гойи» происходит в Испании, начиная с 1792 года, когда в жизни и работе главного классика испанской живописи наступает драматичный перелом. В советских учебниках истории искусства об этом переломе писали как о следствии глубокой озабоченности, которую великий наследник Диего Веласкеса начал испытывать по поводу реакции, развязанной Карлом IV в страхе перед французской революцией. И то правда – Испания оставалась единственной страной в Европе, где продолжала лютовать Святая Инквизиция. Смена общественных настроений совпадает у Гойи с резким ухудшением здоровья – художник стремительно глохнет. Именно после полной потери слуха, окруженный безмолвными картинами упадка и разорения, Гойя пишет свои жуткие офорты – серии «Капричос» (конец 1790-х) и «Бедствия войны» (1810-е). Одновременно он не устает бродить по улицам встревоженного войной Мадрида, делает зарисовки, ведет летопись повседневности, фактически формируя жанр журнальной карикатуры XIX века.

Но не Гойя как таковой интересен Форману, хотя замечательному шведскому актеру Стеллану Скарсгарду (кто забудет «Рассекая волны»!) удалось убедительно воплотить образ испанского художника - сказалось, кстати, редкостное внешнее сходство. Вымышленный персонаж брат Лоренцо – сначала фанатик инквизиции, затем пламенный революционер, негодяй и временщик, исчадие ада с пухлыми губами и томным взглядом, безупречно сыгранный Хавьером Бардемом, – вот настоящий герой этой картины, главный «Призрак Гойи», явившийся из тьмы и ушедший туда со своей мучительной смертью. Поначалу Брат Лоренцо – модель художника, его богатый заказчик. У него Гойя просит за свою музу – прекрасную Инес, схваченную инквизицией по подозрению в тайном иудаизме (в таверне она отказалась есть свинину!). Обещая разобраться в деле, брат Лоренцо в сопровождении художника наносит визит богатым родителям барышни. Там его, к ужасу Гойи, хватают совершенно в духе современных террористических группировок и подвергают процедуре допроса, дабы продемонстрировать, что инквизиция легко вырывает признания у своих жертв вместе с ногтями и суставами. Этот почти комический по своей фантастичности ход понадобился Форману, разумеется, на волне воспоминаний о методах Госбезопасности. О них режиссер знает не понаслышке – в социалистической Чехословакии хватало шансов с ними познакомиться. В результате брат Лоренцо подписывает бумагу, согласно которой он является сыном шимпанзе и орангутанга. Бумагу оставляет у себя отчаянный отец Инес – это способ шантажа. Монаху не удается вымолить помилование у начальства – девушка остается в застенке, а письмо попадает на стол великому инквизитору. Но брат Лоренцо уже в бегах. И появится он лишь вместе с войсками Наполеона, не зная, что в тюрьме у него родилась дочь. Инес была так прекрасна, что монах не смог сдержать похоти…

Нельзя обойти вниманием и Натали Портман, сыгравшую сразу три роли – богатую и счастливую Инес, позирующую Гойе; безумную женщину, у которой отняли в тюрьме дочь и довели до скотского состояния; и, наконец, саму дочку, ставшую непотребной девкой. Это, пожалуй, главная удача Формана, и даже приветы семье, которые героиня Портман передает через монаха на волю, используя интонации телевизионного ток-шоу, не испортили общей картины. Нелепость некоторых деталей с лихвой искупает магнетическая внешность Портман и ее способность к нюансировке характеров. Похоже, все претензии – к Форману. Только они тоже летят в пустые ворота, потому что кто, как не Форман, понимает, что не могут французские гвардейцы, будь они трижды варвары, въезжать в собор на мессу и устраивать пальбу по клиросу. Все эти, мягко выражаясь, передержки продиктованы желанием эмоционально встряхнуть зрителя, который уже окончательно потерял связь с историей и здравым смыслом. В мире компьютерных игр и сплошного фэнтэзи без нелепостей не обойтись. Никто иначе просто не заметит. Форман в свои семьдесят пять понимает это лучше иных сорокалетних.

Те же намерения, правда, с куда более скромными амбициями, отличают другую «испанскую» картину – «Капитан Алатристе». Ее поставил Августин Диас Янес, менее известный, чем Форман, однако же вполне крепкий середняк, которого широкий зритель знает по фильму «Нет вестей от Бога» (а чуть более узкий вспомнит «Никто о нас не расскажет, когда мы умрем»). Поверхностному взгляду кажется, что Янес решил не хватать звезд с неба и поставить подростковое кино в жанре «плаща и шпаги». Зорро, конечно, не собирается курить в стороне, но альтернативные герои нам тоже нужны. Тем более, если они не вершина абстракции, вроде бесчисленных апгрейдов Человека-паука, а люди конкретные, ограниченные своей эпохой, не боящиеся грязных дел и смотрящие на современников не как на стадо, нуждающееся в немедленном спасении.

Герой серии романов Артуро Переса-Реверте по имени Диего Алатристе – авантюрист, порядочный сорвиголова, не отягощенный моралью, но открытый и храбрый малый. Он подчеркнуто скупо и безжалостно дерется, рассеянно принимает обожание женщин, воспитывает в спартанском духе неизвестно от кого рожденных взрослых сыновей. Играющий его Виго Мортенсен, конечно, тянет за собой шлейф из джексоновских «Колец», но делает это без глянцевого надрыва. Если подросткам не понравится, то для их родителей убивать время за этим фильмом полезнее, чем за какой-то размазанной дрянью, закавыченной в «семейную комедию». Единственный очевидный и неприятный недостаток – это отсутствие сколько-нибудь ясной сюжетной линии. Точнее, их так много, что они теряют всякую ясность. У Переса-Реверте романов о самозванце-капитане написано под дюжину, а фильм решили скроить по принципу The Very Best Of… Насколько это “the best”, сказать трудно – весь цикл читали только законченные фанаты, так что приходится верить на слово.

Мало кто позволяет себе соблюдать историческую правду в ущерб массовке - в этом смысле снято честно, то есть грязно, сыро и малолюдно. Так что по некоторым признакам «Капитан Алатристе» готов покинуть пределы жанрового кино – при почти трех часах экранного времени зрелищ и хлеба примерно столько же, сколько сведений об Испании XVII века, ее политике и культуре, летящей в тартарары. В будущем Бенилюксе сплошной сепаратизм и жажда свободы. Англия начинает править морями, прежние методы устрашения крестом и мечом больше не работают. Так что лихорадочные старания Алатристе обречены, и в этом есть свое обаяние. Между прочим, родители Виго Мортенсена, датчанин и гражданка США, познакомились и поженились в Голландии – стране, положившей конец испанской славе. Явно диверсионный намек…

Испания была самой отсталой страной в те времена, когда формировалась нынешняя модель европейской демократии. Когда эта демократия подверглась испытанию в XX веке, Испания позже всех освободилась от тирании. Правда, смерть Франко в 1975 году была актом, скорее, символическим – страна была полностью готова перейти на рельсы, которые, казалось бы, должны были зарасти травой за сорок с лишним лет. Испанский опыт «отложенной демократии» может многому научить, заставляет многое вспомнить. Например, реконструкция фона наполеоновских войн, предпринятая Форманом, едва ли не уникальна для кино последних десяти-пятнадцати лет. И при всей сказочности сюжета про капитана Алатристе его контекст столь же нетипичен – для современного зрителя это неведомая земля. Забавно, что амнезия окутала младенческие годы именно современного общественного устройства. Вероятно, неспроста. И обращение к ним кинематографистов – даже со всеми оговорками – нельзя не приветствовать.

Ян Левченко, специально для ДК

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.