Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Между поэзией и орнитологией

Мария Гросицкая, специально для ДК | Опубликовано: 26.04.2007

Алан Паркер отличается постоянным стремлением вырваться за рамки, выстроенные вокруг современного человека обществом, средой и культурой. Наиболее показательны в этом отношении его ранние фильмы, которые давно приобрели статус культовых – «Полуночный экспресс» (1978), «Стена» (1982), «Сердце Ангела» (1987). Сюда же относится и «Птаха» (1984) - картина о двух друзьях, которые вернулись из Вьетнама: один – с искалеченным лицом, другой – с искалеченной психикой. За год до выхода на экраны формановского «Полета над гнездом кукушки» «Птаха» рассказывает об отчаянной попытке выбраться из клетки, которой оборачивается окружающая героя среда – сначала мирные будни, потом война, и наконец – палата психиатрической клиники.

Между поэзией и орнитологией

Когда птенец только учится летать, его полет еще не строен. Птенец перемещается почти прыжками – то взмывая к небу, то падая на землю. Так развивается сюжет фильма «Птаха». Зритель знакомится с главным героем, юношей по кличке Птаха, в госпитале, куда тот попал после войны во Вьетнаме, сраженный психическим недугом. Птаха сидит на полу в пустой камере (она же – больничная палата), отказывается от еды, молчит и до бесконечности смотрит в высокое зарешеченное окно. «Ты наконец стал птицей. Нашел, чем удивить», - обращается к нему давний друг Эл Колумбато, которого доктора направили к Птахе, чтобы вернуть того к нормальной жизни. Эл, оказавшийся в роли небезызвестных Розенкранца и Гильденстерна, не пытается играть на чувствах друга, как на флейте, но развлекает Птаху рассказами о довоенной молодости. От него зритель узнает, что Птаха с детства был влюблен в птиц и горел идеей когда-нибудь полететь. Не раз Колумбато спасал ему жизнь, подбирал разбитого, но не павшего духом друга после очередного неудачного полета. И вот снова нужна его помощь. Надо вызволить Птаху из больницы, в которой он рискует остаться навсегда. Все, что для этого нужно, - чтобы Птаха заговорил. Но он молчит. Он стал птицей. И птица не желает петь в клетке.

Паркер начал свою карьеру, снимая рекламные ролики для британского телевидения, и прагматический, жесткий, целенаправленный подход рекламщика остался свойствен ему и как режиссеру художественных фильмов. Уже в «Полуночном экспрессе» отчетливо проявилась та черта, которая обеспечила картинам Паркера, во-первых, артистизм высокого уровня, а во-вторых, любовь зрителя. Это неподражаемое умение совмещать остроту поставленных тем, бескомпромиссность авторского видения с внимательным, трепетным отношением к внутренней жизни героев. Именно «Пташка» предстает ярчайшим образцом этой манеры. Критично высказываясь на тему войны во Вьетнаме и ее последствий для отдельной личности, Паркер уделяет пристальное внимание более глубоким проблемам - человеку вообще и его абстрактному и вечному стремлению в небо. Поэтическое обобщение этой темы, восходящей корнями к мифу об Икаре, отличает «Птаху» от «Полуночного экспресса», где временной и социальный контекст играет значительно большую роль, и где лирике почти не находится места.

Заглавная тема «Птахи», стремление к свободе и полету, рассматривается одновременно как феномен социальный и психологический. Мы видим, с одной стороны, человека в контексте общества и истории, с другой стороны – наедине с собой, своим одиночеством и своими снами. Связующим звеном между двумя пластами фильма выступает герой молодого Кейджа - друг Птахи, Эл Колумбато. В лице Колумбато мир идет навстречу главному герою, провоцирует его на диалог, а в результате становится немым зрителем невозможного полета.

Эл, который на войне получил сильные ожоги и поэтому ходит с забинтованным лицом, не знает, каким ему предстоит увидеть себя в зеркале. Фактически, он не знает, кто он теперь, после Вьетнама. Он мучается от чувства потерянности и жалуется на то, что на войне из людей выжали все соки, поэтому теперь лучшее, что можно придумать – это забиться в угол и молчать, как его друг Птаха. Но история Птахи – это совсем другое дело. Уж он-то наверняка знает, кто он: птица, которая может летать. Для Птахи мир делится не на «до» и «после» войны, а на явь, где он ограничен стенами комнаты, больничной палаты или просто границами собственного тела, и на сон, где он может свободно парить над землей. Музыка Питера Гэбриела и излюбленный прием Паркера с тенями (на этот раз это тени птиц и решеток) превращают сны Птахи в настоящую фантасмагорию.

Несмотря на то, что Паркер, вместе со своим героем, тщится взлететь, приподняться над бренным миром, в «Птахе» он стоит на земле так же крепко, как и в остальных своих картинах. Не чуждый поэзии и грез, он остается суровым прагматиком, наблюдающим за полетом птиц пристальным, но человеческим взглядом. Дело здесь, видимо, в том, что режиссерская манера Паркера далека от символизма: он склонен все понимать и показывать буквально. Игра Мэттью Модэйна, блестяще, с помощью одной лишь пластики перевоплотившегося в птицу – едва ли не главный козырь «Птахи», апология режиссерского взгляда на проблему. Взгляда, который напряженно изучает внешнюю сторону вещей. Но который, однако, не лишен проницательности и способен проникнуть за решетку окна. Как сказал в фильме герой Модэйна – этого достаточно.

 

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.