Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Она создала мистера Риппли

Егор Толстяков, специально для ДК | Опубликовано: 09.10.2012

Книги покойной гранд-дамы криминального романа 20-го века Патриции Хайсмит/Patricia Highsmith (1921-1995) в последнее время вызывают повышенный интерес у издателей и кинематографистов в Европе и Америке. С 2001 года только в США было переиздано более десяти книг Хайсмит, в том числе, сборник неопубликованных рассказов. Готовятся к изданию две биографии писательницы. В апреле этого года на мировые экраны выходит фильм Лилианы Кавани “Игра Рипли” (Ripley’s Game) по одноименному роману Хайсмит c Джоном Малковичем. Одновременно с этим в России издательство “У-Фактория” планирует опубликовать роман Ripley Under Ground в новой серии “Нуар”, а “Другое кино” выпускает фильм Вима Вендерса “Американский друг”, основанный на двух книгах Хайсмит о талантливом мистере Рипли.

Она создала мистера Риппли

В США к Хайсмит известность пришла уже после смерти - в 1999 года, после фильма Энтони Мингеллы “Талантливый мистер Рипли”(The Talented Mr. Ripley) с Мэттом Дэймоном в роли обаятельного антигероя. Американская экспатриантка, большую часть сознательной жизни прожившая в Европе, Хайсмит никогда не была популярна среди своих соотечественников, а ее книги не имели в США коммерческого успеха (в Америке Хайсмит до недавнего времени была известна в основном как автор книги, по которой Хичкок снял фильм “Незнакомцы в поезде”). Изначальный неуспех писательницы на родине объяснялся самыми разными причинами: нелицеприятным изображением американцев – в основном, представителей среднего класса, европейскостью – во вкусах и образе мыслей, статусом именно жанровой писательницы, а не просто романистки, невозможностью подогнать ее книги под определенную категорию и, видимо, тем, что она играла на том литературном поле, где в Америке традиционно доминируют мужчины.

Что же касается внезапно обрушившейся на Хайсмит славы на родине, тут все объясняется просто: успех фильма Мингеллы мгновенно сделал писательницу пригодным к учету товаром в Америке. Как заявил один из представителей Голливуда во время съемок фильма “Игра Рипли”, “Книги о Рипли притягивают сочетанием в них донельзя размытых моральных критериев со зловещей атмосферой и неослабным ощущением невозможности уйти от судьбы. Если все пройдет, как задумано, этот фильм [“Игра Рипли”] откроет серию фильмов о Рипли – своего рода человеке тысячелетия. Ганнибал [Ганнибал Лектер – персонаж фильмов “Охотник на людей”/Manhunter, “Молчание ягнят”/The Silence of the Lambs и “Ганнибал”/Hannibal по романам Томаса Харриса/Thomas Harris] доказал сколь популярны могут быть убийцы”.

Возможно, именно перспектива “быть снятой в красках, преследующей популярных убийц, с популярным объяснительным текстом” (перефразируя Набокова) и заставила Хайсмит с 1963 года навсегда осесть в Европе. Родившаяся 19 января 1921 года в техасском городе Форт Уорт, в один день с Эдгаром По, Хайсмит после окончания Барнард-Колледжа в Нью-Йорке в 1942 году пыталась устроиться в модный журнал “Вог”, но показалась работодателям слишком угрюмой и к тому же никогда не ноcила шляпы. Писала тексты для комиксов и этим зарабатывала на жизнь. В 1948 году, после того как шесть издателей отвергли рукопись ее первого романа, Хайсмит с помощью Трумена Капоте/Truman Capote провела творческий отпуск в писательской колонии близ Саратоги. Там рукопись была переработана и увидела свет в 1950 году – книга называлась “Незнакомцы в поезде” (Strangers on a Train). Уже в этом первом ее романе был создан особый мир, иррациональный и опасный. Здесь никто не подчиняется стандартным правилам, не применимы привычные нормы поведения, чужих друг другу люди эмоционально сближают акты насилия, а навязчивые фантазии неожиданно становятся реальностью. Сюжет о случайных попутчиках, каждый из которых может совершить убийство для другого, чтобы отвести от себя подозрение, иллюстрирует центральную тему всего творчества Хайсмит. Такой темой сама Хайсмит называла “отношения между двумя мужчинами, как правило, очень разными… иногда просто людьми, которых свели вместе несчастные обстоятельства”.

Книга восхитила Альфреда Хичкока, и он немедленно приобрел на нее права. В качестве сценариста Хичкок наметил знаменитого автора жестких детективов Дэшилла Хэмметта (Dashiell Hammett), но когда сделка не состоялась, он обратился к другому мастеру “криминального чтива” - Рэймонду Чандлеру (Raymond Chandler). Сотрудничество Чандлера с Хичкоком было бурным и непродолжительным: когда Чандлер отказался включать какие-либо добавления Хичкока в свой сценарий, режиссер заменил его на малоизвестную сценаристку Чензи Ормонд (Czenzi Ormonde) – протеже драматурга и сценариста Бена Хехта (Ben Hecht).

Успех фильма Хичкока и книги Хайсмит вызвал к жизни целый ряд фильмов об “обмене убийствами”. В 1969 году Роберт Спарр (Robert Sparr) снял картину Once You Kiss a Stranger, заменив двух мужчин мужчиной и женщиной. В 1996 году Томми Ли Уоллес (Tommy Lee Wallace) сделал фильм Once You Meet a Stranger для телевидения, где действовали уже две женщины, а в 1997 году Дэнни ДеВито (Danny DeVito) разразился пародией Throw Momma from the Train.

Но несмотря на это книги Хайсмит не были востребованы в Америке. На сегодняшний день фильмография картин, созданных по произведениям Хайсмит, насчитывает 13 лент – число вполне в духе писательницы, которую Грэм Грин назвал “поэтом мрачного предчувствия”. Из них практически все фильмы были сняты европейскими режиссерами (среди них - Рене Клеман/Rene Clement, Вим Вендерс/Wim Wenders, Клод Отан-Лара/Claude Autant-Lara, Клод Шаброль/Claude Chabrol и Клод Миллер/Claude Miller) - лишнее доказательство того, что экзистенциалистская атмосфера книг Хайсмит, которые обычно назвают романами "саспенс", "нуар" или психологическим криминальным триллером, всегда были ближе и интереснее европейцам.

“Искусство не имеет никакого отношения к моральности, правилам поведения и морализаторству”, - повторяла Хайсмит. “Я нахожу страсть общества к совершению правосудия скучной и притворной, поскольку ни жизни ни природе нет дела до того, свершится правосудие или нет”. Самым известным и ярким воплощением этого художественного кредо стал Том Рипли, не лишенный обаяния социопат, человек “по ту сторону добра и зла”, авантюрист и убийца в силу обстоятельств и в зависимости от них. Внешне дружелюбный и приятный, но иногда не чуждый нервным срывам, Рипли несет в душе моральный вакуум, который позволяет ему убивать, не испытывая при этом ни удовольствия, ни уколов совести. В первом романе серии “Талантливый мистер Рипли”, который Хайсмит начала писать в Мексике в 1955-ом, Том Рипли – неловкий и неуверенный в себе человек, мучимый острым комплексом неполноценности и горячим желанием изменить самого себя и свой образ жизни. Рипли упорно воплощает в реальность мир своих фантазий и часто выдает себя за другого, убитого им человека – Том обладает способностью имитировать голоса других людей и подделывать почерк. Убивать его заставляют уязвленное окружающими чувство собственного достоинства и обстоятельства. Когда критики пытались упрекнуть Хайсмит в толерантности к аморальности, она заявила, что хотя в целом отрицательно относится к убийству как таковому, но сам Рипли “не плох и не хорош” и он обычно “убивает, когда у него абсолютно нет другого выхода и убивает неохотно”.

Первый фильм о Томе Рипли “На ярком солнце” (Plein Soleil) снял в 1960-м французский режиссер Рене Клеман (Rene Clement). Рипли сыграл Ален Делон, впервые выступив в роли, которую он будет играть до конца своей карьеры: одиночка – харизматичный герой/антигерой и преступник в одном лице. Темные дела, творящиеся на ярком солнце, были выразительно сняты оператором Анри Деке/Henri Decaё, делавшем упор на мрачновато-синие тона, призванные подчеркнуть контраст между идилличностью окружающей среды и летальностью происходящих событий. В финале фильма Том/Делон был разоблачен (тело убитого им Гринлифа, завернутое в брезент, зацепилось за винт яхты), что противоречило центральной идее творчества Хайсмит - о ненаказуемости преступлений.
Вторично Том Рипли появился на экране в 1977-м году в фильме Вима Вендерса “Американский друг” (Der Amerikanische Freund/The American Friend). Попытка немецкой трактовки похождений аморального американского экспатрианта, равно как и попытка перенести нуар на европейскую почву, оказались удачными. Тем не менее, о Рипли кинематографисты не вспомнили до конца 1990-х. Фильм Мингеллы оказался удачным, Мэтт Дэймон, сыгравший скромное обаяние порока, оказался точным кинематографическим воплощением литературного Тома Рипли. Харизматичный социопат Рипли - почти через полвека после его появления на свет - оказался среди самых востребованных кино героев нашего времени.

В двух последних романах о Рипли, как и в предыдущих книгах серии, посвященных преступлениям без наказания, Том все чаще вынужден защищаться от людей, пытающихся сунуть нос в его жизнь (Ripley Under Water, 1991), и защищать тех, к кому он питает симпатию (The Boy Who Followed Ripley, 1980). Ripley Under Water стал последним опубликованным при жизни романом Хайсмит и еще раз подтвердил не раз высказываемое ею мнение, что Том Рипли никогда не будет пойман. “Священность жизни”, как подчеркивала Хайсмит, для Рипли – дело психологической настроенности.

В последние годы этот взгляд на вещи становится модным веянием времени – свидетельство тому желание популярных кинематографистов экранизировать все романы о Рипли. Остается сожалеть, что Патриция Хайсмит не дожила всего несколько лет до моды на Рипли: она умерла в швейцарской больнице 4 февраля 1995 года; одной из причин смерти называют лейкемию – точь-в-точь, как у героя книги “Игра Рипли” и фильма “Американский друг”. Проживи Хайсмит чуть дольше, не исключено, что в очередной книге о Рипли от руки Тома пал бы кто-нибудь из кинопродюсеров или кинорежиссеров – вполне возможно, американцев. Именно своих соотечественников любила изображать Хайсмит в числе жертв любимого персонажа.

 

ПАТРИЦИЯ ХАЙСМИТ
Фильмография

Strangers on a Train. 1951. Режиссер: Alfred Hitchcock. В ролях: Farley Granger, Robert Walker. 101 мин. Литературный источник: «Незнакомцы в поезде»/Strangers on a Train (1950).

Plein Soleil/Purple Noon/Blazing Sun. 1960. Режиссер: Rene Clement. В ролях: Alain Delon, Marie Laforet. 115 мин. Литературный источник: «Талантливый мистер Рипли»/The Talented Mr. Ripley (1955).

Le Meurtrier/Enough Rope. 1963. Режиссер: Claude Autant-Lara. В ролях: Robert Hossein, Marina Vlady. 104 мин. Литературный источник: «Растяпа»/ The Blunderer (1954).

Once You Kiss a Stranger. 1969. Режиссер: Robert Sparr. В ролях: Carol Lynley, Paul Burke. 106 мин. Литературный источник: «Незнакомцы в поезде»/Strangers on a Train (1950).

The American Friend/Der Amerikanische Freund. 1977. Режиссер: Wim Wenders. В ролях: Dennis Hopper, Bruno Ganz. 127 мин. Литературный источник: «Рипли ложится на дно»/Ripley Under Ground (1970) и «Игра Рипли»/Ripley’s Game (1974).

Dites-lui que je l’aime/This Sweet Sickness. 1977. Режиссер: Claude Miller. В ролях: Christian Clavier, Gerard Depardieu. 107 мин. Литературный источник: «Эта сладкая слабость»/This Sweet Sickness (1960).

Die Glaeserne Zelle. 1978. Режиссер: ?. В ролях: Helmut Griem, Brigitte Fossey. 100 мин. Литературный источник: «Стеклянная клетка»/The Glass Cell (1964).

Eaux Profondes. 1981. Режиссер: Michel Deville. В ролях: Jean-Louis Trintignant, Isabelle Huppert. 94 мин. Литературный источник: «Омут»/ Deep Water (1957).

Ediths Tagebuch. 1983. Режиссер: Hans W. Geissendorfer. В ролях: Angela Winkler, Vadim Glowna. 106 мин. Литературный источник: «Дневник Эдит»/ Edith’s Diary (1977)

Die Zwei Gesichter Des Januar. 1986. Режиссер: Wolfgang Storch. В ролях: Yolande Gilot, Charles Brauer. 100 мин. Литературный источник: «Два лика января»/ The Two Faces of January (1964).

Le Cri du Hibou. 1987. Режиссер: Claude Chabrol. В ролях: Christophe Malavoy, Mathilda May. 102 мин. Литературный источник: «Крик совы»/ The Cry of the Owl (1962).

The Talented Mr. Ripley. 1999. Режиссер: Anthony Minghella. В ролях: Matt Damon, Gwyneth Paltrow. 139 мин. Литературный источник: «Талантливый мистер Рипли»/The Talented Mr. Ripley (1955).

Ripley’s Game. 2003. Режиссер: Liliana Cavani. В ролях: John Malkovich, Dougray Scott. ? мин. Литературный источник: «Игра Рипли»/Ripley’s Game (1974). В список не включены фильмы, сделанные для телевидения.

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.