Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

Джим Джармуш: Самое главное -- нерационально...

Опубликовано: 20.10.2005

В связи с выходом в российский прокат последней картины Джима Джармуша "Сломанные цветы" публикуем интервью, данное режиссёром по случаю премьеры.

Джим Джармуш: Самое главное -- нерационально...

Фильм начинается с посвящения Жану Эсташу. В чем Эсташ повлиял на вас как на кинорежиссера? Он вдохновил вас на создание этой истории?

Для этого посвящения у меня были разные причины. Он оказал на меня влияние на определенном уровне, хотя и не прямое. Его картина «Мама и шлюха» - один из самых прекрасных фильмов о взаимонепонимании мужчин и женщин, а элемент такого непонимания есть и в нашем фильме. Так что в содержании фильма переклички с ним невелики. А стилистически наш фильм не похож на картину Эсташа вовсе.

Но он был для меня источником вдохновения в другом смысле, потому что я писал сценарий в Кэтскиллских горах, в лесу, там у меня есть маленькая комната, где я пишу, и справа от моего письменного висит фотография. Это фотография Жана Эсташа на съемках фильма «Мама и шлюха», она была напечатана вместе с его некрологом в «Нью-Йорк Таймз» в 1981 году. Он как бы всегда смотрит на меня. Я написал сценарий очень быстро, и он всегда был рядом, когда у меня что-то не ладилось. Для меня это было важно – чтобы его фотография всегда висела там.

Еще одна причина заключается в том, что, снимая фильмы, он был абсолютно верным себе и тому, что хотел сказать посредством кино. «Мама и шлюха» - фильм продолжительностью три с половиной часа, великий французский фильм, который не найдешь во Франции на видео или DVD, - что я считаю шокирующим фактом. В Эсташе было нечто, что я хочу сохранить и в себе: снимать фильм так, как ты решил его снять, оставаться верным себе, не думая о рынке и чьих-то ожиданиях, - стремление выразить что-то в своем собственном стиле. Для меня это очень важно.

Поначалу мне казалось, что будет претенциозно посвящать ему свой фильм. Но я подумал: если даже три молодых зрителя где-нибудь в Японии, Венгрии, Канзасе или где-то еще посмотрят фильм, и, не зная ничего о Жане Эсташе, откроют для себя его творчество – он поставил очень мало фильмов, всего четыре, – значит, дело того стоило. Этого будет достаточно, чтобы я был счастлив.

Вы уже работали с Биллом Мюрреем пару лет назад на новелле «Безумие» из «Кофе и сигарет». Вы задумали этот фильм специально для него?

Да. Когда я писал сценарий я, разумеется, не пытался проигрывать в уме, как он произносит конкретные реплики. Я использовал определенную сторону характера Билла и хотел создать героя, воплощая которого он не полагался бы на то, что мы ожидаем, знаем и ценим в Билле Мюррее, - на его умение делать все смешным. Мне нужна была другая сторона, он всегда балансирует между озорством и печалью, - таков Билл Мюррей. Он обладает этим очень редким качеством. Поэтому я хотел создать нечто, что придало бы чуть больше веса этой другой стороне его актерского таланта. Сценарий ему понравился, и, как только Билл оказался свободен, мы сняли фильм.

Как вы представили проект актрисам, большинство которых, в отличии от Билла, не работало с вами раньше. Они читали сценарий целиком или только свои сцены?

Четыре исполнительницы главных женских ролей – Фрэнсис, Джессика, Шарон и Тилда – прочли весь сценарий. Я проделал с ними следующее: попросил каждую написать письмо – то самое письмо, – чтобы внедрить в их сознание возможность того, что каждая из них могла быть матерью этого сына. Я попросил их написать письма от руки. Я сохранил письма, которые были очень красивы и очень непохожи. Так я дал им первое представление об их героинях. А потом, для съемок, я сам написал письмо, используя элементы их языка, отдельные фразы из них писем.

В этом фильме Джессика Ланг и Билл Мюррей снова снялись вместе – 23 года спустя после «Тутси». Мне кажется, у них не было общих сцен в том фильме…

Да, но по-моему они находились на съемочной площадке «Тутси» в одно и то же время. Они встретились, и с тех пор были знакомы.

И как сложились между ними отношения?

Билл был очень рад перспективе работать с Джессикой, и относился к ней с уважением. А Джессика старалась во время съемок оставаться верной характеру своей героини. Ее – Кармен – письмо Дону был по-настоящему смешным, она писала: «Ни при каких обстоятельствах не смей оскорблять этого мальчика или быть с ним грубым, если он появится». Это послужило отправной точкой в моей работе с ней над образом ее героини, я позволил ей сохранить такое негодование по отношению к Дону.

Джессика – блестящая актриса, она с большой теплотой относилась ко всем нам. Время от времени я поддразнивал ее, говоря: «Не забывай, ты же была Королевой ЛСД Сан-Франциско в 1968 году!». В какие-то моменты я старался ее рассмешить, чтобы снять напряжение. Я понимал, через что ей приходится пройти – как и любому актеру, когда он по команде притворяется другим человеком со своей биографией, которую придумывает сам. Это нелегко.

Один из самых неожиданных эпизодов фильма – где Дон приезжает к Лоре (Шарон Стоун) и знакомится с Лолитой (Алексис Дзиена). Как вы добились такого взаимодействия между этими тремя актерами?

Мы не репетировали, но подробно проштудировали все эпизоды вместе – несколько часов просидели в трейлере Шарон – и обсудили их. Я старался добиться шутливой интонации, потому что это первая остановка в путешествии Дона и наименее неприятная для него в эмоциональном плане. Лора – не жертва, но в этой героине много маленьких печальных черточек, которые увидела и обнажила Шарон. Мы пытались найти интонацию этих эпизодов, их настроение. Я не хотел говорить о смысле сцен, потому что для каждого из героев они означают свое.

Алексис была великолепна. Она довольно педантична, она хотела обсуждать со мной каждую реплику и ее значение. Она старалась показать, что хотя Лолита – на одном уровне – дразнит Дона в сексуальном смысле, на самом деле хочет дать понять незнакомцу, у которого была связь с ее матерью, что ей в жизни не хватало отца.

Шарон тоже добавила ряд прекрасных деталей. Именно она придумала, чтобы ее героиня поцеловала руку Дону, когда он уходит. Ее идея была такова: «Что если мы повернем на 180 градусов традиционный жест мужчины, целующего руку женщины, и я просто возьму его руку и поцелую ее на прощание в знак того, что не чувствую себя опустошенной и брошенной, а ценю момент нежности, который был между нами». И это было прекрасное решение. Знаю, это мелкая деталь, но именно из таких мелочей и складывается фильм.

Вторая важная мужская роль в фильме после роли Билла – роль Уинстона. Вы придумали этого героя в расчете на Джеффри Райта, и были ли эти два актера уже знакомы друг с другом?

Не были. Они познакомились, когда мы занимались костюмами и делали пробные съемки. Тогда они встретились впервые.

Я думал о Джеффри, когда создавал образ Уинстона, хотя Джеффри – такой фантастический хамелеон, что речь шла не о какой-то стороне его личности и дарования, а о его способности сделать нужного мне героя не стереотипным. Я писал, надеясь, что ему будет интересно создать персонажа, основанного на том, что я написал, что он и сделал.

Давайте поговорим о Шерри и Жюли Дельпи. В этой героине есть некая неоднозначность. Она, по сути, вводит нас в фильм, покидая его.

На самом деле мы не знаем ее мотивов, и Жюли прекрасно справилась с тем, чтобы это выглядело естественно. Ей пришлось произнести ряд откровенно нелепых фраз. В фильм сознательно включен ряд клише – типа того, что девушку-француженку зовут Шерри, или парень отправляется во время дождя на кладбище, чтобы навестить свою покойную подружку и т.п. Я пытался использовать клише не для того, чтобы ниспровергать их, но включил их фильм, чтобы оттенить нечто небанальное.

Я знаком с Жюли много лет, я с удовольствием время от времени общался с ней, потому что мы беседует о книгах, старых фильмах, музыке, о вещах, которые нас интересуют. Мне всегда нравился ее врожденный женский ум.

В фильме есть ощущение, что любая конкретная встреча с любым человеком может оказаться исключительно важной для Дона… или не оказаться. Оно присутствует во многих ваших фильмах: люди приходят на каждую встречу, полные непредвиденными возможностями. Особенно в данном фильме, где Дон ищет всех этих женщин.

Да, отзвуки этой темы есть и в других моих фильмах. Полагаю, потому что это очень важная часть жизни. Случайность, случай и совпадение – вот что направляет нашу жизнь. Можно что-то сколько угодно планировать заранее, но самое прекрасное и глубокое в нашей жизни не является рациональным, как правило, оно эмоционально, это относится и к нашим контактам с другими людьми, все это крайне загадочно. Для меня подобные вещи составляют основу ткани самой жизни, и я всегда старался снимать фильмы, которые не принадлежали к какому-то конкретному жанру. В «Мертвеце» жанр вестерна используется как общее обрамление. В «Псе-призраке» есть аллюзии на разные киножанры, но он, я надеюсь, не принадлежит ни к одному из них. Также как «Сломанные цветы» - для меня – не являются ни романтической комедией, ни трагическим, мрачным фильмом. Это нечто, находящееся в промежутке, нечто, что, я надеюсь, не поддается классификации.

Поэтому я люблю снимать сцены, где вы понятия не имеете, что произойдет дальше, и это – не формальный прием. Это своего рода теория хаоса: события не происходят рациональным образом, они происходят по эмоциональным причинам, или случайно, или благодаря тому, что молекулы во вселенной движутся не подвластным нашему контролю образом. В любой момент своей жизни вы можете встретиться с другим человеком, не зная точно, что произойдет. Если вы точно знаете, что произойдет, это не очень интересно. Вы не уйдете с этой встречи, в чем-то изменившимся.

Значит, для вас это не вопрос оптимизма или пессимизма?
Нет. Другая сторона моего жизненного опыта не оптимистична, потому что я вижу, как люди обращаются друг с другом и как к подлинным ценностям редко относятся с уважением. И я полностью лишен иллюзий. Поэтому ответ будет противоречивым – в духе дзен, то есть, в любом явлении существуют две стороны. Лично я думаю, что моя наивная сторона оптимистична. И я употребляю слово «наивный» не в уничижительном смысле, потому что существует наивность, которая позволяет человеку творить.

В Билле Мюррее есть ценная детская сторона. Во время съемок кто-то спросил: «Как ты привлекаешь внимание Билла?» Я ответил: «Если сидишь с карандашами и альбомом раскрасок и говоришь: “Посмотри, Билл, я раскрашиваю картинки. Правда, здорово?” – его это не интересует. Но если ты сидишь, не обращая на него внимания, и раскрашиваешь картинки, он подходит и спрашивает: “Что ты делаешь?” И ты отвечаешь: “Раскрашиваю картинки”. Тогда он говорит: “А можно мне?” – “Ладно, давай раскрашивать вместе”».

Как-то раз он ушел со съемочной площадки – из дома Дона – и перешел на другую сторону улицы. Я наблюдал за ним. Он не постучал в дверь соседям, он открыл ее и исчез внутри. Что тут станешь делать? Это же Билл, я не собирался делать ничего. Через десять минут он вышел из дома с тарелкой печенья, которое ему дали соседи. Разве может быть поступок более детский? Для меня это прекрасная сторона личности Билла.

Как, по-вашему, Дон оптимист или пессимист?

По-моему, в начале фильма Дон и не оптимист, и не пессимист. Он статичен, у него внутри большая пустота. Интересуй меня его прошлое (а оно меня не интересует), у меня был бы на это ответ. Я не хочу знать, откуда взялась эта пустота, - фильм начинается, и она есть. В начале он сам себя не ощущает, и поэтому я не знаю, будет ли он оптимистом или пессимистом.

- Поскольку вы не диктуете зрителям, что чувствовать и что думать, что, как вы надеетесь, они почерпнут из фильма?

Поскольку мне не интересно морализировать или кого-то чему-то учить, я не хочу говорить: «Фильм должен оказать такое-то воздействие». Потому что я и сам не представляю точно какое. Я знаю, что не хочу закрывать занавес в конце фильма и подбивать баланс. Мне хочется, чтобы герой Билла продолжал жить в сознании зрителей, когда идут финальные титры. Я хочу, чтобы этот человек оставался в нашем мире, в их головах. Любое повествование – это в известной мере развлечение для зрителей; это способ войти в другой мир, не их мир, и понаблюдать, в какие отношения вступают люди с этим миром и друг с другом.

Когда Дона спрашивают: «Ты можешь дать философский совет?», - его первая реакция: «Вы спрашиваете у меня?» И тогда он говорит о том единственном, что познал, и это, на мой взгляд, вообще единственное, что может познать человек в философском смысле: «Прошлое ушло, будущее еще не наступило и я не могу его контролировать, и это, пожалуй, все». Единственное, к чему я могу стремиться, - это существовать в любой данный момент, в настоящий момент. Это очень легко сказать, но очень трудно сделать.

- Это подтверждается тем, что происходит в последние мгновения фильма.

Да, он чего-то хочет. Мне кажется, фильм рассказывает о стремлении. О стремлении к чему-то, чего тебе не хватает, и ты совершенно не обязательно можешь сформулировать, чего тебе не хватает. Я не хочу, чтобы в финале зрители ощущали отчаяние или трагедию. В то же время я не хочу, чтобы они восприняли фильм как нечто легкое и романтическое, и - «пойдемте, съедим пиццу». Я хочу, чтобы зрители хотя бы недолго несли это мгновение внутри себя.

Материал предоставлен пресс-службой компании "Централ Партнершип".

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.