Новое сообщение

Вы собираетесь отправить сообщение для пользователя ``

Результаты поиска:

РЕЖИССЁР:
В РОЛЯХ:

Как пользоваться онлайн кинотеатром?

В нашем онлайн кинотеатре авторского кино весь контент делится на платный и бесплатный. Для бесплатного просмотра фильмов регистрация не нужна. Для просмотра платных фильмов необходимо зарегистрироваться в нашем кинотеатре и положить деньги на свой личный счет.

Деньги на счету остаются Вашими и будут списываться только в случае покупки просмотра фильма или покупки возможности его скачать, после Вашего подтверждения. Пополнить ваш счёт в нашем онлайн кинотеатре вы можете множеством способов со страницы редактирования Вашего профиля.

При наличии денег на счету Вы получите возможность оплачивать просмотры и загрузку авторских фильмов буквально в "два клика". Оплаченный фильм доступен для просмотра в течение 48 часов с момента оплаты.

Нашли ошибку?
Закрыть

Задайте вопрос
или сообщите об ошибке

beta 5.0
E-MAIL
ПАРОЛЬ
Войти через:
ИМЯ
E-MAIL
ПАРОЛЬ

New wave с датским акцентом

Опубликовано: 02.04.2003

О Ларсе фон Триере, «Догме» и победах датского кино на фестивалях всего мира написано немало. Но даже при самых подробных описаниях датского феномена ускользает главное – никто не объясняет, как это делается. Мы имеем дело с готовым продуктом – фильмом, сенсацией, звездой. От нас скрыта вся машинерия. Редко кому удавалось проникнуть за кулисы: походить по студиям, посмотреть на подрастающую смену, подглядеть методы обучения и работы, приобщиться к духу творчества. По просьбе журнала «Другое кино» кинокритик «Газеты» Антон Долин отправился в Данию, изучил инфраструктуру, вник в связи Киноинститута с Киношколой, пробрался в самое логово Центропы, вышел на контакт с воротилами датского кинобизнеса и даже сфотографировал схему нового фильма Ларса фон Триера «Догвилль». Теперь он делится своими впечатлениями с вами.

New wave с датским акцентом

Киноинститут: гонящие «волну»

Ощущение чего-то домашнего и интимного, которым пронизано все датское кино, испытать можно уже в копенгагенском аэропорту – на первом же выезде из него в сторону столицы ты попадаешь на неширокую трассу вдоль моря, окруженную деревьями, из которых порой выглядывает одинокая черепичная крыша. Дом для датчан священен, он и столетия спустя остается крепостью – отсюда многочисленные флаги у каждого второго крыльца; семья есть главная ценность. Однако это не мешает датчанам свободно и легко вступать в контакт друг с другом, а также с приезжими. Датский язык, мягко говоря, не распространен в мире, и поэтому практически каждый обитатель Копенгагена и других крупных городов свободно изъясняется по-английски. Может, в частности, поэтому с определенного момента датчане так легко стали находить общий язык с иностранными продюсерами и зрителями, и попросту снимать по-английски (примерами тому уже не один Ларс фон Триер, но и его коллеги Томас Гисласон, Лоне Шерфиг и Томас Винтерберг).

Датский киноинститут находится в самом центре Копенгагена, в двух шагах от главной пешеходной улицы и непосредственно напротив королевского парка, где расположен летний дворец правящего семейства. Очень серьезно сотрудники института объясняют, что нарочно выбрали для конференций и встреч зал, огромные окна которого выходят на парковые ворота, чтобы в свободные минуты любоваться природой. Эта неожиданная встроенность громоздкого современного здания со множеством переходов и скрытых коридоров (там же находятся архивные помещения и музей кино) в естественный контекст вообще характерна для Дании – ту же гармонию с окружающей средой можно найти в расположении любой из киностудий или столичной киношколы. Директор киноинститута Хенинг Камре (на фото справа) кажется не правителем этого огромного дома, а максимум управляющим, который следит за порядком во взаимодействии многочисленных и вполне отдельных друг от друга подразделений.

Он – один из патриархов и немногочисленных людей старше сорока пяти в нынешнем датском кино; он же был ректором киношколы, когда там учился фон Триер, и он, по основной профессии оператор, снимал культовый фильм «Добро и зло» Йоргена Лета (слева – кадр из фильма), легендарного документалиста, ныне уехавшего из страны. Вообще, большинство сотрудников института владеет конкретными кинематографическими профессиями, а обычных управленцев здесь почти нет. Камре вкратце рассказывает об истории «датской волны» со вполне прагматичных позиций. Оказывается, примерно четверть века назад в Дании возникло кинообразование как таковое, и система пестовалась государством последовательно и сознательно. Так было выращено первое поколение, принесшее дивиденды уже в восьмидесятых, после – его ученики, росшие на ошибках учителей (тот же фон Триер), а затем и более молодые, которых сейчас в датском кино безумно много. Преемственность и неизменное внимание государства – первый рецепт. А второй, куда более простой, к России, увы, неприменим. По мнению руководства киноинститута, успешным датскому кинематографу помогло стать отсутствие амбиций, неизбежное в такой маленькой стране. Говоря другими словами, датчане просто не могли рассчитывать на столь оглушительный успех, и даже не задумывались о его возможных последствиях: тихо шлифовали свое мастерство, проводили селекцию актеров, и со временем создали нынешнюю систему. Кажущийся чистой провокацией «Обет целомудрия» режиссеров «Догмы», по словам продюсера «Идиотов» Винки Видеман, имеет чисто практическое значение: умерять возможную гордыню.

«Я с самого начала не понимала, в чем смысл последнего пункта манифеста «Догмы», почему имя режиссера не должно быть упомянуто в титрах – кажется, чистый выпендреж», - вспоминает она, - «но в Каннах я внезапно все поняла: когда Томас Винтерберг  вышел получать награду за «Торжество», он поблагодарил со сцены жюри, он был горд, и только сойдя со сцены вдруг понял, что забыл о главном – сказать спасибо братьям по «Догме». Парадокс, но факт: индивидуальным лицом датские режиссеры обязаны национальному коллективизму. Поэтому сейчас в департаменте неигрового кино с восторгом говорят о новом манифесте «документальной «Догмы», придуманной для них тем же фон Триером. Там тоже немало вроде бы абсурдных ограничений – например, в начале автор должен внятно объяснить, о чем его фильм, а в конце дать слово своему герою; а еще необходимо по возможности избегать монтажных склеек. Но это, уверены в киноинституте, должно лишь сплотить документалистов и сделать их непопулярное искусство более привлекательным для публики.

Киношкола: звонящие в колокол

Поступить в копенгагенскую киношколу не так просто. Во-первых, здесь идет серьезный отсев, платное обучение не предусмотрено вовсе. Во-вторых, все курсы идут на датском, и иностранных студентов тут не видели от века. Наконец, каждый абитуриент обязан представить как минимум две киноработы: другими словами, неофитам или чужакам сюда проникнуть нелегко. Правда, по всей Дании существует немало киноателье – «workshop’ов», - куда, по идее, может прийти со своим проектом любой. Его научат, как снимать кино, и помогут с профессиональным оборудованием. Только денег не дадут. Искусство требует – если и не жертв, то вложений энергии и таланта. Самое известное из таких ателье функционирует непосредственно в здании киноинститута – сюда открыт доступ любому, кто пройдет со своим проектом комиссию, состоящую большой частью не из продюсеров, а из собратьев-режиссеров. Никаких ограничений на тематику или жанр нет: хоть анимация, хоть рекламный ролик или видеоклип, а тем более – игровой или документальный, короткометражный или полнометражный фильм. Будь талантлив, остальное приложится. Обстановка в ателье на верхнем этаже института (на фото слева) сведет с ума любого неподготовленного: молодые (по преимуществу) люди снуют туда-сюда, между монтажными и звуковыми студиями, что-то ожесточенно строчат на компьютерах, вглядываются в экраны, на которых пытаются разобрать результаты собственного труда. Вещи в беспорядке побросаны на старую софу, которую не выкидывают уже лет тридцать. Она тут на правах музейного экспоната – на ней когда-то спал Ларс фон Триер.

Впрочем, обстановка в основных помещениях киноинститута отличается мало в чем – повсюду творческий беспорядок, и висят боксерские груши (на фото слева). «Чтобы режиссеры, которым отказали в их проекте, могли срывать зло не на нас», шутят здесь. Чуть более упорядоченной выглядит сама легендарная киношкола – небольшое двухэтажное здание, увитое плющом, рядом с которым можно наблюдать живописную стоянку велосипедов. Центральный холл (на фото слева) открывается входящему сразу; здесь же перекусывают во время больших перемен студенты, тут находится и предмет гордости – огромная полукруглая аудитория, она же кинозал. У входа – старый, на вид корабельный, колокол, которым возвещается о начале занятий. Или очередного сеанса. Простор, открытость природе – многие учащиеся с задумчивым видом бродят по внутреннему дворику, - распространенность вширь, а не ввысь, сразу бросаются в глаза. На нескольких факультетах обучаются по всем кинопрофессиям… кроме актерской. Все актеры датского кино – выпускники театральной школы, которая находится здесь же рядом. Студенты двух учебных заведений проходят обязательную стажировку друг у друга.Самый известный из факультетов киношколы – сценарный. Его возглавляет один из вдохновителей «датской волны», бородатый и уже неюный курильщик Могенс Руков (на фото справа); он помогал Винтербергу и Триеру с их первыми работами, в том числе – с диалогами. Сегодня Руков чаще разъезжает по миру с семинарами и учебными программами по датскому кино, чем собственно преподает. Что, впрочем, никак не сказывается на его престиже в киношколе.

Киношкола располагается в самом странном районе Копенгагена, неподалеку от так называемого «свободного государства Кристиания» - тут старые дома были отданы бездомным, которые образовали на свой страх и риск подобие независимой коммуны. Повлиял ли их пример на руководство киношколы, бог весть, однако основные принципы, исповедуемые нынешним ректором Полом Несгаардом(на фото слева), в чем-то напоминают о Кристиании: преподаватели предоставляют ученикам абсолютную творческую свободу, для дипломной работы может быть выбрана любая тема и форма, зато обязательно воспитывается корпоративная этика и чувство товарищества. Вспоминая о бывших студентах – большинство из них ныне невероятно популярны в Дании – ректор вспоминает не отдельные имена и лица, а курсы. «1995-й… хороший был выпуск», - ностальгически вздыхает он.

Кинофабрика: поднявшие флаг

Феномен датского кино – не только художественный, но и коммерческий. Над любым датским мультиплексом в первую очередь светятся афиши национальных премьер, а голливудские гиганты нередко получают более скромное место и время в репертуаре. Поделом: ведь и публика предпочитает свое. Ежегодно в десятке самых популярных фильмов оказывается как минимум пять датских, и что самое поразительное – причиной тому отнюдь не только патриотизм датчан, но разнообразие репертуара: фильмы для детей и взрослых, анимация, авторское кино, «Догма», семейные комедии, проблемные драмы, даже политические и исторические полотна – на любой вкус. Так что даже то незаурядное представительство Дании, которое можно наблюдать практически ежегодно в Каннах, Венеции или Берлине, не является показательным – это лишь верхушка айсберга.
Флаг независимого кинематографического конгломерата «Филмбаен» реет над скромным киногородком под Копенгагеном. Этому флагу Дания обязана международной популярностью на поприще кино: здесь расположены студии «Центропа» и «Нимбус», на которых работают Ларс фон Триер, Лоне Шерфиг, Томас Винтерберг, Серен Краг-Якобсен, Сусанне Биер и многие другие. Невысокие домики под красной черепицей, идиллическое зрелище бывшего военного лагеря, превращенного в кинематографическую лабораторию. Посреди – столовая с «шведским столом», у которого кормятся все здесь работающие, без исключения. Тот же фон Триер, бегающий от журналистов, ест здесь со всей своей семьей, которая в период особо напряженной работы над картиной буквально поселяется в киногородке. На другом конце датской столицы - старейшая студия страны (а также едва ли не всего мира), «Нордиск филм». Она специализируется на выпуске картин более популярного профиля, комедийных и детских, но и она внешне выглядит не более помпезно. Человек, знакомый с датским кинематографом, но не видевший в жизни других студий, кроме «Мосфильма» или «Ленфильма», долго не сможет поверить, что перед ним действительно те самые датские студии. Однако это так. 

Демократизм, простота, натуральность, юмор, прямая ориентация на конкретного зрителя, целенаправленное внимание к кинематографу как к центральному и самому популярному – если и не «главному» - из искусств: все эти качества стали причиной рождения «датской волны». Было бы интересным посмотреть, куда приведет эта волна, если международной публике в самом деле не хватит датского кино, и она поедет за ним в Копенгаген. Последствия могут оказаться масштабными, а северная волна – окончательно захлестнуть европейский континент.

Фото Антона Долина

  • комментарии
Для написания комментария необходимо авторизоваться или, если вы ещё не являетесь нашим пользователем - пройти экспресс регистрацию.